Председатель IT-комитет Госдумы Александр Хинштейн:

— Будущее маркетплейсов многообещающе, но и безоблачным его назвать сложно — сегодняшняя оживленная дискуссия на полях РИФ 2024 — это лишний раз подтверждает. По итогам прошлого года российская интернет-торговля снова показала значительный рост: рост оборота до 7,9 трлн рублей и на 4,5 млрд заказов. Уже каждый пятый товар в России продается именно на маркетплейсах. Да и я сам регулярно покупаю на маркетплейсах и не понаслышке знаю, как они работают.

Неизбежны и проблемы роста — есть много вопросов о трудоустройстве сотрудников или к работе службы доставки и пунктов выдачи заказов. Немало споров и вокруг того, как должна выглядеть процедура возврата товаров, площадки говорят, что несут серьезные финансовые затраты из-за потребительского экстремизма, а граждане справедливо указывают на многочисленные огрехи, как доставки, так и на частые проблемы с качеством товаров.

Мое мнение — регулирование маркетплейсов необходимо. Если нет правил игры, то возникают возможности для правонарушений. Сегодня агрегаторы работают на основании законов об офлайновой торговли, что уже не отвечает их сути

Но в отличие от офлайна онлайн не несет прямую ответственность за то, что поставляет на рынок. Сейчас электронная площадка это своеобразное передаточное звено. Наконец, предстоит разобраться с самим понятием «маркетплейс» — и в этом нужно исходить из защиты прав потребителя.

У государства нет цели «зарегулировать» отрасль, но и наводить порядок в ней нужно. Со стороны ИТ-комитета Госдумы — мы всегда заинтересованы в том, чтобы слышать инициативы всех участников рынка