Сергей Собянин сообщает:
Завершили реставрацию известного памятника московской архитектуры — церкви Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках.
История белокаменного шатрового храма на востоке Москвы насчитывает почти четыре века — построил его боярин Федор Шереметев в 1644-1646 годах. Позднее здание надстроили, увенчали шпилем и пристроили колокольню. Да и в целом за свою долгую историю церковь неоднократно перестраивалась и поновлялась.
Сегодня эта жемчужина средневекового русского зодчества — один из символов района Вешняки.
Реставрация потребовалась в связи с тем, что с течением времени храм начал постепенно оседать, а это всегда риск разрушения.
Поэтому в первую очередь пришлось заняться укреплением фундамента, в который закачали специальный скрепляющий раствор, заполнивший трещины и пустоты. Преимущества данного метода реставрации в отсутствии необходимости масштабных земляных работ. Потребовались лишь небольшие отверстия, а результат — более надежное и долговечное основание здания.
Также реставраторы укрепили кирпичную кладку, заделали трещины и восстановили утраченные каменные и деревянные детали фасада церкви.
Большая работа была проведена внутри храма, где привели в порядок кладку подвала, в том числе своды Монье.
На втором ярусе отреставрировали монументальную живопись XIX века — восстановили изображения святых и библейские сюжеты.

Отдельное внимание уделили старинным мозаичным полам, созданным еще в конце XIX — начале XX века: их бережно привели в порядок.
Четырехярусный иконостас украсили золочением, придав ему торжественный вид.
Во время реставрации было сделано несколько любопытных открытий. Когда специалисты снимали слои краски, они обнаружили фрагменты окраски разных времен. Это помогло установить первоначальный цвет стен — охристый с золотыми оттенками.
Именно такую гамму использовали при финальной отделке, чтобы вернуть храму исторический облик.
Еще одна находка ждала реставраторов под полами первого этажа: кирпич с клеймом «Patent». Как выяснилось, его изготовили на заводе купца Николая Петровича Горизонтова, располагавшегося в районе Боровичей Новгородской губернии.
В верхнем приделе храма — в предалтарном пространстве и в алтаре — реставраторы нашли и бережно законсервировали подлинную живопись «под мрамор», созданную в конце XIX — начале XX века.
А территорию вокруг храма благоустроили: уложили брусчатку.
Реставрация вернула церкви Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках былую красоту на долгие-долгие годы вперед.






