Неожиданно и очень приятно, что у нас с вами высокий и средний уровень научной грамотности продемонстрировало 70% населения. Остальные 30% нас продолжают волновать», — прокомментировала основные выводы доклада руководитель дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО «Национальные приоритеты» Юлия Грязнова.

Основные выводы доклада:

  • 56% опрошенных продемонстрировали средний уровень научной грамотности, 30% — низкий уровень, 14% — высокий.
  • В выборке из 1600 человек не было ни одного человека, кто дал бы все 17 правильных ответов, но не было и ни одного, кто ответил на все вопросы неправильно.
  • С научным мышлением у россиян дело обстоит лучше, чем с конкретными научными знаниями.
  • Вопреки распространенному «мему» о «женской логике», мужчины и женщины демонстрируют примерно одинаковый уровень научной грамотности.
  • Самый высокий уровень научной грамотности демонстрируют люди 18-24 лет. Из этого напрашиваются два вывода: школа и вузы ставят хороший уровень научной грамотности; чем дальше от школы и вуза, тем слабее научная грамотность.
  • Однозначная корреляция между интересом к науке и научной грамотностью. Те, кто интересуется наукой, обладают более высоким уровнем научной грамотности. Те, кто читает часто, дают в три раза больше правильных ответов, чем те, кто читает редко. Среди тех, кто вообще не читает ничего про науку, высокого уровня научной грамотности не показал никто.

Характеристики научного мышления, которые выделили эксперты, принимавшие участие в подготовке доклада:

  • познавательная интенция, направленность на узнавание нового;
  • критическое мышление, опираться на проверяемые данные и уметь самому их верифицировать;
  • научная грамотность;
  • широта кругозора;
  • большие масштабы пространства и времени по сравнению с «обыденным мышлением»;
  • отсутствие противоречивости в мышлении;
  • предсказательность.

Эксперты также отметили рост востребованности научного мышления при принятии решений в государстве и бизнесе.

Есть очень много кейсов полноценного равноправного участия ученых в принятии важных решений. Часто научные данные используются управленцами при укреплении и обосновании тех решений, которые они хотят принять, либо при реализации принятых решений. Да, иногда есть и формальное обращение к научному знанию, но таких случаев становится все меньше и меньше. Может быть, ученые не всегда удовлетворены тем, как используются их знания, и диалог между учеными и руководителями госструктур и бизнеса не всегда пока отстроен, но тренд однозначный: бизнес, наука и государство идут навстречу друг другу. Год науки и технологий нам это показал», — сказала генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» София Малявина.

Текст доклада доступен по ссылке: https://clck.ru/apYZj