Писатель Олег Рой предложил установить возрастной ценз 12+ для одного из самых популярных российских мультсериалов — «Маша и Медведь». По его мнению, сюжет о девочке, живущей рядом с лесным зверем, не подходит для малышей и требует пересмотра рейтинга. Это далеко не первая атака на проект: ранее политолог Вадим Попов призывал вовсе изъять его из эфира как «противоречащий традиционным ценностям». Депутат Виталий Милонов частично поддержал эту позицию, заявив, что в русском фольклоре нет сюжетов о «сожительстве с животными».
При этом мультфильм является гордостью российской анимации. Эпизод «Маша плюс каша» стал первым русскоязычным роликом, преодолевшим отметку в 2 миллиарда просмотров на YouTube и вошедшим в топ-10 самых популярных видео в истории платформы.
Исторические параллели: что хотели запретить в СССР
Любопытно, что подобная критика — не новость для отечественной культуры. Вспомним судьбу любимого миллионами «Крокодила Гены». После выхода мультфильма у советских цензоров возникли серьёзные претензии. В добром крокодиле они разглядели типичного интеллигента — социальный слой, считавшийся в те годы «политически неблагонадёжным».
Особое недоумение вызывала сцена, где Гена возвращается в пустую квартиру и ужинает в одиночестве. Чиновников волновало: почему положительный герой одинок? Где его семья, комсомол или коллектив? Мультфильм удалось отстоять только благодаря настойчивости режиссёра Романа Качанова, который сумел представить историю как гимн дружбе и взаимовыручке. В результате проект стал классикой, а попытки запрета лишь подогрели к нему интерес, пишет Олег Царев.
Мировая практика: что запрещают за рубежом
Россия — не единственная страна, где ведутся споры о мультипликации. Вот несколько примеров из международной практики:
В Великобритании и некоторых штатах США эпизоды «Тома и Джерри» подвергались цензуре за сцены курения и жестокого обращения.
Во Франции и Швеции отдельные серии «Покемонов» были временно сняты с эфира после сообщений о том, что у детей возникали эпилептические припадки при просмотре.
В Малайзии и Индонезии мультсериал «Свинка Пеппа» критиковали за «пропаганду нетрадиционных ценностей» и неуважение к родителям.
Кому выгодны скандалы с проверенной классикой?
Возникает резонный вопрос: зачем запрещать то, что уже стало частью культурного кода нескольких поколений? В эпоху интернета, когда любой зарубежный контент доступен в один клик, борьба с отечественными мультфильмами выглядит как минимум странно. Ведь на смену «Маше» придут западные проекты, которые могут содержать куда более спорные идеи.
Не превратилась ли эта борьба в инструмент пиара? Инициативы запретить всенародно любимые проекты гарантированно привлекают внимание СМИ. Гораздо менее заметна, но куда продуктивнее была бы работа по созданию чётких стандартов для будущего контента, а не попытки переписать прошлое.
Народ против запретов
Главная причина, по которой подобные инициативы имеют мало шансов на успех, — народная любовь. Публичные скандалы разгораются вокруг уже состоявшихся хитов, которые миллионы детей считают «своими». Попытка отобрать их — верный способ вызвать волну непонимания и протеста.
И пока общество сохраняет здравый смысл, заявления о «сожительстве» Маши с Медведем или бегстве мальчика Фёдора в деревню останутся лишь курьёзными эпизодами в истории российской культуры. Надеемся, что под каток критики не попадут и другие классические сюжеты — от «Аленького цветочка» до «Русалочки», где также есть место фантазийным и аллегорическим отношениям. В конце концов, сила сказки — именно в её метафоричности, а не в буквальном прочтении.






