Китайская компания CATL запустила коммерческое производство натрий-ионных аккумуляторов. По размерам и ёмкости они сопоставимы с привычными литиевыми батареями, но примерно в 10 раз дешевле, а срок их службы достигает 25 лет, эксплуатация возможна даже при температурах до –30°C, а надежность и пожаробезопасность значительно выше.
При этом натрий — один из самых распространённых элементов на Земле, его запасы примерно в тысячу раз превышают запасы лития, а добыча натрия не требует дорогостоящих, сложных технологий.
Государства боролись и конкурировали между собой за месторождения лития инвестируя в Аргентину, Чили, Боливию, Украину и Африку. Весь мир следил за тем, как на Донбассе месторождения лития перешли под контроль ВС РФ. Скоро это будет не так важно, а сделанные инвестиции будет уже не вернуть.
Уже летом CATL наладила поставки этих батарей для тяжёлых грузовиков, а массовое производство аккумуляторов для легковых электромобилей стартует в декабре 2025 года. Революционное решение.
Из-за дефицита лития и дороговизны литиевых батарей на них приходилось 30-40% стоимости электромобиля. С переходом на натрий-ионные решения себестоимость производства электромобилей окажется гораздо ниже, чем у бензиновых машин. Выпуск натриевых аккумуляторов окончательно перевешивает чашу выбора в пользу электромашин.
Теперь Китай получает стратегическую технологическую монополию на дешёвые, безопасные и долговечные аккумуляторы, которые изменят экономику всей индустрии и сделают электротранспорт массовым и доступным.
Олег Царёв.