Гипертоническая болезнь, поражающая более 1.4 млрд человек в мире, остаётся одной из главных причин смертности. Сложность её диагностики и лечения требует от врачей не только глубоких знаний, но и бесценного практического опыта. Чтобы помочь медикам в безопасных условиях отрабатывать сложнейшие клинические сценарии, команда учёных из Пермского Политеха совместно с коллегами из ФЦССХ им. С.Г. Суханова и ПГМУ им. Е.А. Вагнера представила инновационное решение — высокореалистичного антропоморфного робота-пациента

Инновация вместо учебника: почему нужен робот?

Традиционные методы обучения — лекции и работа с реальными пациентами — имеют существенные ограничения. Они не позволяют безопасно моделировать редкие или критические ситуации, такие как гипертонический криз или осложнения на фоне множества сопутствующих заболеваний. Ошибка в такой тренировочной ситуации не навредит человеку, но даст врачу бесценный опыт.

Он способен воспроизводить клинические сценарии в строгом соответствии с Международной классификацией болезней и клиническими рекомендациями», — отмечают разработчики.

Как работает «умный пациент»?

Робот внешне и по поведению имитирует человека. Врач проводит с ним полноценный приём: собирает анамнез, «назначает» обследования. Система в реальном времени демонстрирует на экране результаты «анализов» и «ЭКГ», полностью имитируя работу с электронной картой.

Ключевое отличие от простых симуляторов — интеллектуальная начинка.

В основе лежат алгоритмы машинного обучения… которые анализируют введённую информацию о “пациенте”… На основе этого система моделирует, как будет развиваться болезнь», — пояснил Андрей Байдаров, доцент кафедры «Автоматика и телемеханика» ПНИПУ, кандидат технических наук.

Система создаёт динамичную клиническую ситуацию, где каждое решение обучающегося влияет на «состояние» виртуального пациента, будь то студент-медик или практикующий врач, оттачивающий тактику ведения сложного случая.

Доказанная эффективность и взгляд в будущее

Исследования подтверждают, что симуляционное обучение в среднем на 11% эффективнее традиционных методов в освоении практических навыков. Оно создаёт безопасную среду для многократных повторений с мгновенной обратной связью, что критически важно для формирования клинического мышления.

Внедрение таких технологий в медицинское образование позволит улучшить качество подготовки специалистов, их адаптацию на рабочих местах, а значит, раннюю диагностику заболеваний и обеспечит профилактику серьезных осложнений», — заключают разработчики.

Новая разработка пермских учёных — это не просто тренажёр, а шаг к принципиально новому стандарту подготовки врачей, где передовые технологии служат главной цели: сохранению здоровья и жизни пациентов.