Регулятор считает, что в текущих экономических условиях антимонопольные иммунитеты в отношении результатов интеллектуальной деятельности сдерживают развитие конкуренции

Об этом заявили заместители руководителя ФАС России Карина Таукенова и Тимофей Нижегородцев на специальном круглом столе в рамках XXIII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.

Спикеры вместе с научным сообществом и представителями крупнейших российских маркетплейсов обсуждали, как в текущих экономических условиях соблюсти баланс интересов правообладателей и пользователей объектов интеллектуальных прав. Прежде всего это касается параллельного импорта, антимонопольных иммунитетов и принудительного лицензирования.

Карина Таукенова отметила, что результаты интеллектуальной деятельности правообладателей, с одной стороны, формируют новые рынки и отрасли экономики, способствуют технологическому прогрессу. В тоже время, такие результаты интеллектуальной деятельности могут быть использованы правообладателями не только в целях инновационного развития, но и в целях монополизации товарных рынков и ограничения конкуренции.

Замруководителя службы подчеркнула, что с каждым годом антимонопольные органы фиксируют рост обращений на ограничивающие конкуренцию действия правообладателей. Но в виду прямых исключений* не могут быть пресечены нормами антимонопольного законодательства.

По мнению регулятора, пересмотр статей 10 и 11 Закона о защите конкуренции позволит исключить злоупотребления интеллектуальными правами.

Тимофей Нижегородцев обратил внимание, что в условиях внешнего санкционного давления необходимо перенести акцент с защиты «абсолютных» интересов транснациональных корпораций – правообладателей на обеспечение первоочередных потребностей внутреннего рынка.

Справочно:

* согласно части 4 статьи 10 Закона о защите конкуренции – требования не распространяются на действия по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.