Студенты и преподаватели региона поделились опытом организации системы наставничества на IX Конвенте лидеров студенческого самоуправления Алтая. Он прошел 24 января в Парламентском центре. На встречу прибыли порядка 180 студентов, специалистов по работе с молодежью, преподавателей из разных городов и районов края.

Открывая конвент, председатель Молодежного парламента Алтайского края, депутат АКЗС Артем Сафонов напомнил, что 2023-й объявлен Президентом РФ Годом педагога и наставника.

Председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания Александр Романенко подчеркнул, что высшее и профессиональное образование никогда не ограничивалось только обучением. «Это всегда еще и воспитание, и наука. Поэтому существование и развитие института наставничества (во многом пришедшего на смену тем же комсомольским организациям) так важно. Система наставничества позволяет быстрее влиться сначала в учебу, а потом и в работу, понять многие скрытые нюансы, стать компетентными специалистами, приобрести новые навыки, не отвергая прежний опыт, стать самостоятельными и востребованными», — считает спикер краевого парламента.

Председатель Совета ректоров вузов Алтайского края и Республики Алтай, ректор Алтайского государственного технического университета Андрей Марков отметил, что современные студенты — люди с активной жизненной позицией, которые занимаются добровольчеством, помогают реализовать государственную политику, участвуя в различных социальных проектах («МЫВМЕСТЕ», «Стань донором — спаси жизнь!», «Желания под елкой» и другие благотворительные акции). Директор Барнаульского государственного педагогического колледжа Михаил Самолетов подчеркнул, что молодежное лидерство сегодня очень важно для достижения целей, которые стоят перед государством.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Даниил Бессарабов прислал студенческим лидерам видеообращение с поздравлением. Начальник управления молодежной политики и реализации программ общественного развития Алтайского края Екатерина Четошникова пожелала студентам реализации всех проектов.

Как отмечают в пресс-службе АКЗС, информацию о разных системах наставничества в вузах на конвенте представили сами студенты. Так, председатель исполкома «Лиги студентов АГУ» Дарья Кондратова рассказала, что классический университет использует систему тьюторов для поддержки студентов-первокурсников. Сейчас в центре тьюторов АлтГУ состоит 219 человек. Также учащиеся могут войти в программу менторства и научиться реализовывать свои проекты.

Наставники есть и в Алтайском государственном техническом университете, они разделены на три категории: тренерский состав, руководители подразделений студенческого правительства, а также тьюторы. «Для нас наставничество — процесс обмена знаниями и опытом между студентами. Важной традицией в нашем вузе является сохранение связей с выпускниками, и часто наставниками для студентов становятся действующие члены молодежных парламентов, лидеры профессиональных ассоциаций и молодые специалисты», — рассказал студент энергетического факультета, председатель Совета обучающихся — Студенческого правительства АлтГТУ Дмитрий Сухоруков.

Для молодых врачей и студентов-медиков работу с наставниками организуют непосредственно в лечебных учреждениях. «Преемственность поколений, взаимозаменяемость персонала, эффективное обучение работе по установленным правилам, разработка простых и понятных процедур, достижение определенных результатов развития медицинского персонала — цель развития системы наставничества в нашей больнице», — подчеркнул главный врач Алейской центральной районной больницы Вячеслав Захаров.

По словам учащейся Алтайского государственного медицинского университета Ксении Соколянской, важную роль в практическом здравоохранении играют студенческие медицинские отряды. Студенты-медики благодаря студотрядам могут временно трудоустроиться в учреждения первичного звена в качестве младшего, среднего и высшего медицинского персонала.

Студентка Алтайского государственного педагогического университета Дарья Антимонова рассказала на конвенте об организации наставничества в образовании на примере проектов АГПУ «Университетские смены» (занятия со школьниками с новых территорий), волонтерский центр «Вектор образования» (помощь школам с дефицитом кадров), «Сельский тренер» (летние занятия спортом в селе).

Отрасль среднего профессионального образования тоже представила свой опыт. Как рассказал наладчик станков с числовым программным управлением цеха механической обработки деталей завода «Ротор» Юрий Носырев, к ним приходят на практику студенты Алтайского политехнического техникума, зачастую у них есть только теоретические знания. И задача наставника — поделиться опытом. Студент Алтайского политехнического техникума Никита Федоров подтвердил, что работа с наставником на заводе помогла ему быстрее освоить азы профессии и получить предложение о трудоустройстве.

Заместитель директора по воспитательной работе Алтайского промышленно-экономического колледжа Оксана Меркулова рассказала, как студенческое самоуправление и клубные объединения помогают сформировать активную жизненную позицию у студентов. Председатель студенческого совета Карина Березина поделилась опытом, как активность студенческих объединений помогла создать сплоченное сообщество студентов в среднем профессиональном образовании.

Председатель совета Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи Алтайского края Ирина Рыбина поделилась планами о том, как будет строиться работа с наставниками в рамках «Движения первых».