Ситуация, с которой столкнулась семья Доротюк – только один из примеров. После развода женщина осталась одна с двумя несовершеннолетними детьми. «Наша мама еще в 1991 году подала на взыскание алиментов, так как отец не давал денег на наше содержание, – отмечали в своем обращении уже выросшие дочери должника. – Но так и не добилась их получения: то отец работал неофициально, то не предоставлял сведения о работе». Исполнительный лист, направленный в ФССП, потерялся в недрах службы, в связи с чем пришлось получать его дубликат. В 2008 году судебный пристав-исполнитель впервые вынес постановление о расчете задолженности. Отец детей постоянно избегал ответственности, несмотря на готовые судебные решения, а приставы всячески этому потворствовали. В мае 2010 года состоялся очередной суд, решением которого мужчину обязали погасить образовавшуюся задолженность. В последующие несколько месяцев судебными приставами более двадцати раз производился пересчет ее размера из-за того, что должник предоставлял с предыдущих мест работы разные справки о своих доходах. В подавляющем большинстве перерасчеты по алиментам были сделаны некорректно. Судебные приставы не могли сойтись в едином мнении относительно размера причитающихся семье выплат, при этом долг копился, а отец, задолжавший на сегодняшний день дочерям почти полмиллиона рублей, выплатил лишь по 11597 рублей каждой. «Когда отец снялся с учета в Центре занятости населения, мы обратились к сотрудникам ФССП: узнать, куда он трудоустроился, – отмечает одна из сестер в обращении в Общественную палату, – но нам сказали, что долг погашен, не показав при этом никаких документов». До сих пор девушкам не удалось добиться от судебных приставов внятного ответа на вопрос, куда «пропала» многолетняя задолженность. 
Не сумев добиться исполнения судебных решений в одном случае, в другом приставы смогли арестовать алиментные выплаты, перечисляемые на банковскую карту матери-одиночки. При этом каких-либо решений суда, постановлений о возбуждении исполнительного производства или других документов женщине не представили. Нарушив Федеральный закон «Об исполнительном производстве», работники службы судебных приставов допустили ущемление прав несовершеннолетнего ребенка, – в результате списания остатка средств банковская карта была заблокирована, а счет арестован. И только при устной беседе с работниками банка женщине удалось узнать, что выплаты арестованы приставами Ленинского района г. Саратова.
Почти 10 лет судебные приставы Фрунзенского района ищут еще одного неплательщика. Бывший муж Светланы не выплачивает алименты на содержание их общего ребенка с 2003 года, уже к 2006 году его задолженность составляла более 200 тысяч рублей. Судебные приставы знают, где живет неплательщик, – у мужчины есть в собственности недвижимое имущество, однако предпринимать со своей стороны сотрудники ФССП ничего не хотят. Вынеся еще в 2004 постановление о розыске должника, для проведения розыскных мероприятий судебный пристав направила документ в органы внутренних дел, фактически делегировав всю ответственность участковому полиции. Впоследствии того оштрафуют за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, что, правда, не приведет к исполнению решения суда.
О чем говорят приведенные нами примеры – о хронической неспособности или нежелании судебных приставов исполнять возложенные на них законом обязанности? Как результат такой деятельности или, вернее сказать, бездеятельности – люди остаются один на один со своими проблемами, не имея конкретной поддержки от государства, даже в отстаивании своих законных прав. В конце прошлого года Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству изучить вопрос создания специального фонда по выплате алиментов нуждающимся семьям на время поиска должника. О серьезности проблемы свидетельствуют и цифры, озвученные главой Минфина Антоном Силуановым, который отметил, что по предварительным оценкам общий объем такого фонда составит 37 млрд рублей в год.

Алиса ГРИГОРЬЕВА

Мы задали вопрос эксперту: «Можно ли привлечь к ответственности судебных приставов, затягивающих исполнение судебных решений?»

Денис ИВАНЦОВ, генеральный директор юридической фирмы:
– Если исполнение судебного решения затягивается на долгое время, то человек может обратиться в суд о признании бездействия судебных приставов. В свою очередь, необходимо доказать, что со стороны ответчиков не производилось никаких действий. В таком случае истец вправе потребовать компенсацию причиненного ему морального ущерба. В среднем ее размер составляет от 7 до 20 тысяч рублей. Однако на практике такие случаи редки, так как госорганы стараются взаимодействовать между собой, а компенсации выплачиваются из госказны. Это обстоятельство может затруднить получение выплаты. К сожалению, добиться компенсации от государства практически невозможно. Но суд может обязать исполнить решение в определенные сроки.