Местоположение: улица Большая Затонская

Свое путешествие я начала с поселка Затон, который пользуется не очень хорошей славой в Саратове. Время от времени криминогенная обстановка там накаляется и страницы СМИ начинают пестреть заголовками: «В Затоне убили подростка», «Избили и обокрали пенсионерку», «Бомж украл у купавшихся штаны и сумку». А недавно в местной сауне изловили жриц любви. Одним словом, жизнь в Затоне кипит, и надо признаться, на это есть ряд причин. Одна из них – наличие множества закоулков, в которых нарушители правопорядка могут концентрироваться. Например, заброшенные дома, огороженная территория долгостроя.

Сразу за платными и бесплатными пляжами в Затоне начинается череда строений. В частности, территория судоремонтного завода, отделение Саратовского района водных путей и судоходства Министерства транспорта России (как написано на табличке), линейное отделение полиции в речном порту. Кстати, из всех перечисленных организаций ухоженный вид имеет только последняя, остальные не только выглядят заброшенными, но и препятствуют проходу к Волге, занимая внушительную площадь.

Отдельно стоит сказать о многоэтажном монолитном доме, принадлежащем ЖСК «Водник», который должны были построить на улице Большой Затонской. Его проектировкой занимался «Саратовгражданпроект», а заказчиком выступило Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства. Изначально планировалось построить там два жилых комп­лекса с элитными квартирами, подземной стоянкой, а кроме того, личной стоянкой для катеров. Идея была хорошая, но вот реализовать ее так и не удалось. На билборде рядом со стройкой был указан срок сдачи проекта – последний квартал 2009-го. Впрочем, заглянув за бетонные плиты, которыми огорожена стройка, я поняла – строительные работы там даже и не начинались.

Местоположение: набережная Космонавтов, новая набережная

Полуторакилометровый отрезок старой набережной от автодорожного моста и до Бабушкиного Взвоза не вызвал никаких опасений. И если купание в этом районе не разрешено, то погулять вдоль берега, а при желании и прикоснуться к воде, вполне возможно. Самое интересное начинается сразу за ротондой. Этот кусок берега между старой набережной и новой вызывает недоумение. Песок, горы щебня навевают на мысль, что какие-то работы там все же будут производиться. Картину портят куски арматуры, мусор, обломки конструкций и заброшенные полуразрушенные строения, которые недвусмысленно указывают на то, что даже после окончания всех строительных работ хорошим местом для прогулки с семьей этот участок берега станет нескоро.

Новая набережная начинается внезапно. Простираясь от улицы Провиантской и до Вольской, этот маленький участок длиной в 800 метров выглядит оазисом цивилизации. Кованые ограждения и изящные фонарные столбы хороши и выдержаны в едином классическом стиле. Однако и у этого места есть изъян. А именно, прогуливаясь по ней, желательно смотреть только в одну сторону – на Волгу. Ведь противоположная сторона, которая отделяет набережную от города, стала местом для самовыражения любителей граффити. Облезлая бетонная стена, которая тянется вдоль берега, сплошь испещрена картинками и надписями, многие из которых нецензурны. Кстати, по официальным данным, новая набережная будет продлена от улицы Вольской до Большой Садовой. Ее общая протяженность должна составить 3,7 километров.

Местоположение: улица Набережная (отрезок между Вольской и Улешами)

Сразу за корпусами общежитий СГАП начинается настоящая целина. О проходе к Волге там не может быть и речи – вдоль берега выстроились лодочные базы «Волна», «Дельфин», «Акватория», каж­дая из которых огорожена забором. К общей картине, помимо гор мусора, добавляются еще и бродячие собаки. Так что прежде чем отправляться сюда на прогулку, стоит позаботиться о средствах самозащиты. Единственным открытым – правда, неблагоустроенным – участком является кусок берега в районе 4-й городской больницы. Там расположен речпорт, где летом останавливаются катера, которые возят пассажиров на Казачий остров.

Вся территория за этим свободным участком берега огорожена, на ней также располагаются лодочные базы и мелкие ремонтные мастерские для катеров. Свое путешествие я закончила в районе улицы Заводская. Кстати, выбраться оттуда было довольно сложно: путь в город оказался отрезан огромным составом из вагонов-цистерн, который стоял на железнодорожных путях (они идут параллельно берегу, начинаются от улицы Провиантской и проходят мимо Улешей дальше в Заводской район). Судя по внешнему виду, поезд простоял там не один год. Чтобы выйти на свободу, пришлось пролезать под вагонами.

Резюме

Места, где саратовцы смогут подойти к Волге максимально близко, на всем пути моего следования можно пересчитать по пальцам. После этой прогулки вдоль берега у меня осталось стойкое ощущение: если можно придумать наиболее неподходящий для передвижения участок от точки А и до В, то я по нему как раз и прошлась. Одно только вселяет надежду: сделали же новую набережную, пусть пока короткую – но ведь могут, если захотят! Может быть, и придется мне когда-нибудь прогуляться от Затона до Улешей по просторному, ухоженному и асфальтированному променаду.

Галина ЗАХАРОВА