Торговое представительство России во Вьетнаме на своем сайте открыло новую рубрику, в которой будет делиться интересными фактами о культурных особенностях ведения бизнеса, местном деловом этикете и тонкостях установления партнёрства. Рассказ начат с общего описания вьетнамской бизнес-среды.

За десятилетия политики обновления, инициированной Правительством Вьетнама в 90-х годах прошлого века, страна наработала большой опыт внешнеэкономической деятельности. Сплочённость, трудолюбие, последовательность и упорство вьетнамского народа приносят свои плоды. Вьетнам становится всё более значимым игроком в региональной и мировой экономике, успешно ведущим весьма взвешенную многовекторную внешнюю политику. Большое внимание уделяется образованию. Вьетнамские студенты активно проходят обучение в иностранных вузах, в том числе, в российских. Специалисты и бизнесмены имеют вполне современную подготовку и ориентируются в работе на наиболее распространённые международные стандарты и практики.

Здесь с уважением относятся к России как к крупной державе. Русских тепло и хорошо принимают, высоко ценят их профессионализм, добропорядочность и открытость в ведении дел. При знакомстве, скорее всего, будет отмечен большой вклад и помощь Советского Союза в годы борьбы Вьетнама с иностранными захватчиками, однако не следует рассчитывать на то, что в современных реалиях это даёт какое-либо преимущество перед бизнесменами из других стран. Ключевую роль будет играть коммерческая сторона вопроса.

Наиболее эффективной формой ведения дел, особенно на начальном этапе, является личная встреча. В налаживании деловых контактов важно учитывать социальную, политическую и корпоративную иерархию. При организации переговоров необходимо соблюдать паритет сторон. Глава вьетнамской компании или учреждения примет предложение о встрече только с равным ему по должности и статусу. Взаимное уважение станет основой для успешного взаимодействия.

Несмотря на общность фундаментальной культуры вьетнамцев, подходы жителей северных и южных провинций к ведению дел несколько отличаются. Ханойцы и представители северных провинций более осторожны, аскетичны, целеустремлены и мыслят стратегически. Жители более открытые, гибкие и лёгкие на подъём, совершают сделки «на одном дыхании». Вместе с тем, они менее обязательны в исполнении своих обещаний, несмотря на общую дружелюбность.

При взаимодействии с вьетнамскими коллегами необходимо набраться терпения. Кажущаяся медлительность в принятии тех или иных решений может означать, что они тщательно обдумывают предложения. Чрезмерно затянувшийся во времени диалог с отсылкой к необходимости каких-либо согласований также может говорить о том, что на данный момент компания не готова принять решение, но желает поддерживать ваш интерес. Во Вьетнаме не принято открыто заявить о прекращении переговоров, что также важно иметь ввиду в случае затягивания с ответом.
Важно добиться симпатии и поддерживать живое взаимодействие. Представителю российского бизнеса будет проще выстраивать отношения после того, как он лично познакомится со всеми людьми, влияющими на принятие решения вьетнамского партнёра, и наладит с ними непосредственный и постоянный контакт с соблюдением принятого во Вьетнаме делового и житейского этикета, речь о котором пойдёт в следующих статьях серии.

Источник: https://vn.minpromtorg.gov.ru/