Мы только приноровились экономить на продуктах, переходя в жесткие дискаунтеры, как новая напасть подстерегает нас там, где мы меньше всего ждем — на автозаправках. Да-да, речь идет о разбавленном бензине. История, похоже, стара как мир, но в эпоху дефицита и роста цен она приобретает поистине угрожающие масштабы.
Ученые из Пермского Политеха, словно верные друзья-автомобилисты, любезно разъяснили, почему это происходит. Оказывается, все дело в себестоимости. Производить качественное топливо с высоким октановым числом — дорого. А вот разбавить его более дешевыми фракциями, тем самым увеличив объем, но убив все характеристики, — «экономно». Итог предсказуем: вместо бензина АИ-95 в ваш бак может залиться нечто, по октановому числу едва дотягивающее до 80, сдобренное керосином, дизелем или спиртами. Для двигателя современного автомобиля это все равно что для гурмана — суп с опилками.
Как же распознать подделку, не имея под рукой газового хроматографа, о котором так поэтично рассказывают ученые? Специалисты предлагают несколько «дедовских», но от того не менее действенных методов. Самый безопасный — «бумажный тест». Капните каплю бензина на белый лист. Качественный испарится, не оставив следа. Если же проступило жирное пятно — вас, увы, обманули, добавив тяжелых фракций.
Есть и более отчаянный способ — проверка горением. Предупреждаю сразу: метод крайне опасен и требует строгого соблюдения мер безопасности — только на открытом пространстве, вдали от любых построек и с огнетушителем наготове. Чистый бензин горит ровным бело-голубым пламенем. Желтый или красноватый оттенок — верный признак присутствия спирта или солярки.
Но главный советчик — это ваш собственный автомобиль. Посторонний стук (детонация) при разгоне, плавающие обороты, резко возросший аппетит к топливу — все это крики о помощи измученного мотора. А уж если под капотом запахло бензином — это красный, вернее, огненный флаг: спиртовые примеси разъедают резиновые шланги, и горючее может вытечь прямо на раскаленные детали.
Что же делать? Увы, универсального рецепта нет. Только бдительность и выбор проверенных, пусть и не самых дешевых, заправок. Потому что сэкономив сегодня десять рублей на литре, завтра можно попасть на десятки тысяч за ремонт топливной системы. И в этой ситуации наше вынужденное умение считать деньги обретает новый, горький смысл.






