27 апреля 1952 года в подмосковном Жуковском состоялся дебютный полёт бомбардировщика Ту-16, первого советского тяжёлого самолёта, способного нести ядерное оружие на дальние расстояния. Машину пилотировал экипаж под командованием лётчика-испытателя Николая Рыбко.

По своим характеристикам и техническим решениям бомбардировщик на несколько лет опередил зарубежных конкурентов. Ту-16 в различных модификациях интенсивно эксплуатировался вплоть до распада СССР.

Самолёт оснастили семью дистанционно управляемыми 23-мм пушками. В его бомбоотсеках могли размещаться ядерные и термоядерные боеприпасы. Их носителем являлась модель Ту-16А, выпущенная в количестве 453 единиц. Самолёт был оборудован бомбоотсеком с термоизоляцией для бережной перевозки столь опасного оружия и дополнительной защитой экипажа от поражающих факторов взрыва.

Также Ту-16 выступал носителем широкой номенклатуры обычного ракетно-бомбового вооружения. В частности, самолёт мог применять самую мощную отечественную неатомную авиабомбу ФАБ-9000, масса взрывчатого вещества которой превышала 4 т.

В общей сложности было построено 1509 единиц Ту-16 в 11 модификациях. Ещё несколько десятков вариантов туполевской машины появились путём доработки строевых образцов. На экспорт самолёт поставлялся в Египет, Индонезию и Ирак.

Кроме того, Ту-16 стал прародителем первого советского пассажирского турбореактивного самолета Ту-104. А немного позже на его базе был сконструирован другой пассажирский лайнер — Ту-124.

Авторский телеграм-канал Эдуарда Басурина