Кстати, новый памятник также посвящен юбилеям. В этом году исполняется 130 лет автору романа Ярославу Гашеку и 95 лет с момента нахождения в Самаре этого выдающегося писателя.
Как заявил на открытии заместитель министра культуры РФ Григорий Ивлиев: «Памятник литературному герою объединяет не только с историей, но и со всеми людьми, кто прочел эту книгу, со всей мировой культурой. Хочу пожелать самарцам хорошего общения с писателем Ярославом Гашеком, с его персонажем и с другими литературными героями, которые есть на улицах вашего города».
Открытие скульптуры привлекло внимание жителей Самарского района. На звуки оркестра, провозгласившего начало праздника, подошли местные жители, среди которых было много школьников.
Сам Хинштейн обратился к горожанам с рассказом о том, почему именно этот персонаж был выбран для скульптуры: «Смысл нашей работы в том, чтобы на улицах и площадях города появлялось все больше и больше достопримечательностей, скульптурных композиций, посвященных литературным, былинным и киноперсонажам, связанным с историей Самары и Самарского края. И, безусловно, бравый солдат Швейк также имеет самарские корни. Находясь именно здесь, в Самаре, в сложный период революционных лет, Ярослав Гашек окончательно сформировал понимание того, каким должен быть его будущий роман. Именно здесь роман и родился».
Бравый солдат Швейк создан самарскими скульпторами Кристиной Цибер, Александром и Николаем Куклевыми. Солдат сидит с трубкой в руках на пороховой бочке. По мнению авторов, это один из самых ярких моментов в романе, отлично характеризующий остроумного и неунывающего солдата Швейка.
Как мы уже сообщали ранее, в Саратове объявлен открытый конкурс на проект памятника Ю.П. Киселеву и, вероятно, уже в ближайшие пол года культурное пространство нашего города будет дополнено еще одной скульптурной композицией.
14 февраля 2014 года исполнится 100 лет со дня рождения Юрия Петровича Киселева – театрального режиссера, народного артиста СССР, педагога, с 1943 по 1996 год руководившего Саратовским театром юного зрителя.
Изначальное желание Минкульта и администрации театра кулуарно принять проект авторства художника Андрея Щербакова и успеть поставить памятник к юбилею мэтра, наткнулось на сопротивление не только ближайших соратников и учеников Юрия Петровича, но и членов Общественной палаты. Варианты с «Синей птицей» большинству присутствующих оказались непонятны, т.к. Киселев не имел никакого отношения к спектаклю, открывавшему театр в 1918 году.
Свое видение проекта предложил художественный руководитель театра Юрий Ошеров. По его мнению, вместо бюста или величественного монумента, которые не согласуются с духом камерности и семейности, привнесенным Киселевым в детский театр, его душевной теплотой и искренностью, можно было бы создать скульптурную композицию, которая представляла бы собой сценические подмостки, где расставлены кубики с буквами азбуки (азбука театра – это то, чем занимался Киселев). На одном из них сидит мастер, на другом – два его любимых персонажа – Буратино и Маленький принц, третий же кубик – свободен.
Именно после обсуждения этого вопроса в Общественной палате, было решено объявить открытый конкурс, организовать общественный просмотр проектов и их обсуждение в СМИ.