Сергей Собянин сообщает:

Расширение применения «умных» технологий – важная часть Стратегии развития столицы.

Искусственный интеллект уже давно является рабочей технологией практически в каждой отрасли городского хозяйства Москвы. Активно он внедряется и на транспорте, благодаря чему поездки по городу становятся комфортнее, быстрее и безопаснее.

Искусственный интеллект лежит в основе инновационной системы оплаты проезда по биометрии в метро, на МЦК и некоторых станциях МЦД. Пассажиры могут проходить через турникеты, просто посмотрев в камеру – без карт и телефонов.

После подключения сервиса в приложении «Метро Москвы» нейросеть создаёт зашифрованный биометрический ключ – уникальный цифровой код пассажира. Расшифровать его обратно в изображение лица нельзя, поэтому технология полностью безопасна. Обеспечен банковский уровень защиты технологии, разработка принадлежит Правительству Москвы.

До конца 2025 г. к оплате проезда по биометрии будут подключены все турникеты метро и МЦК, а в течение 2026 г. ожидается, что сервис заработает на всех станциях Московских центральных диаметров. В дальнейшем такая возможность появится и в наземном городском транспорте.

Искусственный интеллект активно общается с пассажирами. В 2019 г. он начал «работу» на горячей линии Московского транспорта по номеру 3210. Обрабатывает звонки, отвечает на вопросы, например, об эвакуации автомобилей. Только с начала этого года ИИ принял больше 240 тыс. звонков.

Благодаря внедрению ИИ эффективнее стал чат-бот Александра. Теперь она лучше понимает нестандартные формулировки, запоминает контекст беседы и даёт более точные ответы. При этом система постоянно обучается, совершенствуясь с каждым новым обращением.

С начала года нейросети в чат-боте Александра обработали более 320 тыс. вопросов пользователей.

В ближайшее время планируем перевести на ИИ-технологии половину базы знаний виртуального помощника.

Городские маршруты осваивают беспилотные трамваи. Первый в России полностью беспилотный трамвай перевёз уже свыше 26 тыс. пассажиров.

Искусственный интеллект и специальное программное обеспечение управляют движением без участия человека.

Трамвай самостоятельно выполняет все функции: останавливается, открывает и закрывает двери, следует сигналам светофоров, пропускает пешеходов, придерживается графика и переключает стрелочные переводы с помощью нейросетей. В кабине вагона пока находится сотрудник трамвайного управления – это требование закона, но он лишь наблюдает за процессом.

Еще два трамвая – испытательных лаборатории тестируют маршруты №30, 27, 23, 15 и 31.

В планах к 2030 г. оснастить беспилотными технологиями две трети трамвайного парка столицы, а к 2035 г. – довести этот показатель до 90%.

В декабре этого года приступаем к тестированию первого в России беспилотного метропоезда. Испытания будут проходить без пассажиров на Большой кольцевой линии в ночное время на современном поезде серии «Москва».

Искусственный интеллект будет управлять разгоном, торможением и работой дверей, а машинист обеспечит контроль безопасности.

К концу 2026 г. первый беспилотный поезд будет готов осуществлять поездки с привычными для москвичей интервалами в 90 секунд в загруженные часы.

Мосгортранс ввел систему автоматического назначения водителей на маршрут с использованием алгоритмов ИИ во всех 25 автобусных и электробусных парках.

Система подбирает водителям оптимальные смены с учетом времени для работы и отдыха. В результате создаются равные условия для всех водителей при выборе маршрутов и рабочих смен. А нагрузка на сотрудников, которые планируют выпуск автобусов и электробусов на линию, сокращается вдвое.

ИИ незаменим при развитии интеллектуальной транспортной системы, контролирующей движение на дорогах Москвы.

С 2021 г. на МКАД, МСД и других трассах было установлено более 1,5 тыс. интеллектуальных камер, которые отслеживают дорожную ситуацию в режиме реального времени.

Система распознаёт 13 типов инцидентов. В онлайн-режиме за несколько секунд умные камеры передают в Ситуационный центр ЦОДД сигналы о нестандартных ситуациях на дорогах. Информация попадает оператору, который принимает решение, например, вызвать на место происшествия дорожный патруль или оперативные службы.

С «умными» камерами взаимодействует сеть из 160 табло экстренной информации, расположенных на МКАД и сообщающих водителям о дорожных событиях, погодных условиях и загруженности трасс.

На табло публикуются предупреждения о помехах или дорожных работах. С начала 2025 г. обработано более миллиона инцидентов.

Результат – за девять месяцев этого года на МКАД стало на 11% меньше ДТП и на 18% меньше пострадавших, чем за аналогичный период 2021 г.

На основе ИИ работает и система фотовидеофиксации Москвы — одна из самых технологичных в мире. Порядка 3,8 тыс. комплексов распознают 65 видов нарушений ПДД. С начала 2025 г. зафиксировано на 12% меньше нарушений, чем в прошлом году (всего около 28 млн).

Кроме того, камеры помогают находить угнанные авто и, что очень важно, предупреждать кражи машин. За 13 лет число автомобильных краж в Москве стало меньше на 96%.

Система следит и за безопасностью пользователей электросамокатов. 350 специальных камер контролируют соблюдение правил на загруженных участках. Нейросети распознают превышение скорости, нарушение правил на пешеходных переходах и другие.

С начала года комплексы фотовидеофиксации ЦОДД зафиксировали более 4,8 тыс. нарушений пользователей СИМ.

В Москве работают около 1000 «умных» перекрестков. С помощью специальных датчиков и видеодетекторов система анализирует трафик и подстраивает режим работы светофоров под текущую ситуацию, чтобы равномерно распределить потоки машин, при этом отдавая приоритет городскому транспорту.

В результате днём автомобили проезжают пересечение на 25-30% быстрее, а пешеходы ждут зелёный свет на 20-25% меньше, чем до оснащения перекрестка умной системой. В ночное время она сокращает время ожидания в 2-3 раза.

В ближайшие годы до 70% перекрестков станут умными. Благодаря этому увеличится скорость проезда и сократятся заторы на дорогах Москвы.

Обеспечению безопасности в городском транспорте с 2020 г. служит система видеоаналитики «Cфера».

Современная технология распознавания лиц помогает правоохранительным органам в поиске правонарушителей и пропавших без вести людей.

Таким образом в городском транспорте удалось обнаружить свыше 19 тыс. правонарушителей. И найти более 2,6 тыс. пропавших людей, среди которых свыше 450 детей.

Внедрение искусственного интеллекта открывает новые перспективы для развития городского транспорта, который станет еще удобнее и безопаснее.