В декабре 2012 года, перед значительным повышением страховых взносов для предпринимателей, в целом по стране было закрыто 16% ИП. Эта тенденция сохраняется и, вероятнее всего, будет и дальше сохраняться в новом году.
– Повальный бум закрытия, в принципе, прошел, – рассказывает Главный государственный налоговый инспектор ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова Марина Стюкова, – в январе-феврале у окошка регистрации было не протолкнуться. Сейчас тоже немало частников ликвидируют свои фирмы – иногда доходит до 10 заявлений на закрытие в день. Новые предприятия почти не регистрируют. Например, на 11 заявлений о закрытии фирмы только одно лежит на создание ИП.
И можно было бы подумать, что сошла на нет инициатива снизу или просто «не пошли дела» у представителей малого бизнеса, если бы не два момента. Первый: что ажиотаж закрытия коснулся только одной формы организации предпринимательской деятельности. И второй: повальная ликвидация совпала именно с поднятием обязательных страховых взносов для ИП. Фиксированный платеж в ПФР стал рассчитываться исходя из двух МРОТ, а не одного. Одновременно вырос и сам размер МРОТ: с 4 611 рублей до 5205 рублей (на 12,8%). Итоговая сумма отчислений составляет примерно 36 тысяч в год вне зависимости от того, ведет ли дела предприниматель или нет. Нехитрая арифметика показывает, что если индивидуальный предприниматель от своей деятельности получает прибыль не более 3000 рублей в месяц, то он работает в убыток.
Для крупных центров повышение отчислений, может, и не является поводом к закрытию ИП, но для множества городов, сел и деревень это становится весьма серьезным препятствием к продолжению деятельности. Это и приводит к тому, что в целом по стране массово закрываются ИП, кто-то полностью сворачивает деятельность и вместе со своим коллективом становится безработным со всеми вытекающими для государства последствиями, кто-то реорганизуется или объединяется с другими ИП.
Во многих регионах одно за другим закрываются крестьянско-фермерские хозяйства. Те, что из самых маленьких, – буквально на две коровы да пять поросят.
Например, в Республике Коми ликвидировано более 50 ферм в 9-ти муниципалитетах. Как пояснили в Минсельхозе республики, в основном это связано именно с увеличением взносов в Пенсионный фонд, но бывают и другие причины: состояние здоровья фермера, переезд. Некоторые хозяйства содержат пенсионеры, многодетные семьи. Для них выплата 36 тысяч в год ведет к резкому ухудшению уровня жизни.
В Саратовской области пока что отсутствует четкая статистика по закрытию сельскохозяйственных предприятий.
– Общей статистики нет, мы проводим проверки, и по их результатам можно судить о работе ИП в области. Многие перерегистрируются, например, оформляют с себя на жену. Т.е. предприятие закрыто, но работает, получается, что это уже другое предприятие. Закрытие ИП – это обычный процесс. Кто-то открывается, кто-то закрывается в связи с переездом, смертью. Нормальный круговорот ИП, – поясняет заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Саратовской области Андрей Бобров.
В региональном сельхозминистерстве уточнили, что статистика ведется, в основном, по крупным фермерским хозяйствам, а общее количество частников по области отследить практически невозможно. Между тем, глава ведомства недавно проводил встречу с представителями сельской молодежи области и уверил, что будет всячески поддерживать молодежное предпринимательство в АПК.
– Отрадно, что в последнее время все чаще стали возникать идеи о том, что сельское хозяйство – это перспективная отрасль. Развитие молодежного предпринимательства является одним из основных и самых стратегически важных направлений, так как мы понимаем, что нам надо формировать условия для закрепления молодых ребят-специалистов, – пообещал глава Минсельхоза Иван Бабошкин.
– Процесс ликвидации ИП абсолютно естественный. Мы будет поддерживать, как недавно говорил министр, молодых предпринимателей. Действует множество программ по поддержке малого бизнеса, выделяются субсидии. В области существует комиссия по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм. Если предприятие находится на грани банкротства, Министерство может помочь устранить установленные задолженности, – рассказала сотрудница Минсельхоза Светлана Логинова.
Но на деле выясняется, что у фермеров дела обстоят не так уж хорошо, как обещает Правительство. Мелкие бизнесмены вынуждены закрываться – увеличение пенсионных взносов сильно ударило по карману частников. Индивидуальный предприниматель Павел Ададимов реализует овощи в регионе – оптовые поставки свеклы, капусты, моркови и лука. Он рассказал, что среднемесячный доход в разы понизился.
– Мы будем закрываться, сейчас еле сводим концы с концами. И таких случаев очень много. Зарплата обычного водителя больше среднего дохода моего ИП. Я еле могу зарплату выплатить своим работникам. А у меня их всего пять человек. Думаем, что будем делать дальше, переформировываться в ООО? Смотря с кем, хочется работать серьезно, а не с какой-то фирмой «Рога и копыта». Возможно, уйдем в подполье – пока обдумываем варианты. Но в данных условиях действовать невозможно, никак государство не хочет поддерживать малый бизнес, а только палки в колеса вставляет, – объясняет свою позицию бизнесмен.
Тенденция видна и в поведении пользователей Интернета. Количество запросов в поисковой системе «Яндекс» на тему закрытия ИП выросло примерно в четыре раза по сравнению с недавним прошлым. Временем, когда не был принят закон об изменении порядка расчета фиксированного размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию. И пока снижения интереса к этой теме не наблюдается.

Кристина ХРУСТАЛЕВА, Андрей ЕГОРОВ

Наш собеседник – представитель малого бизнеса из Саратова Олег Анатольевич.

– Как вы можете прокомментировать повышение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей?
– Пока что меня и моего бизнеса впрямую это не касается, так как сумма взносов вычитается из суммы налоговых отчислений по единому налогу на вмененный доход. Поэтому мысли о реорганизации или закрытии ИП нет, но предприниматели-то разные. Ставку страховых взносов в Пенсионный фонд ежегодно повышали, где-то на 10-15%, я точно не помню, но это выливалось в приемлемые суммы, в тысячи рублей. А взять и в два раза поднять – это уже серьезно. Одно дело я – у меня магазинчик небольшой; есть предприниматели, у которых цеха, для них это тоже несущественно. А есть человек, который сидит и обувь ремонтирует в ларьке, для него это чересчур. Ему, может, закрываться придется из-за этого.
– А сейчас полностью компенсируется увеличенный страховой взнос за счет снижения ЕНВД?
– Пока что перекрывается. Скорее всего, если на каком-то более или менее уровне бизнес есть – то перекрывается, а если ниже – ты «попадаешь» из-за того что просто больше платишь.

СПРАВОЧНОЕ БЮРО

Согласно существующим нормам, предпринимателям с объектом налогообложения «доходы минус расходы» предоставлено право включать взносы на ОПС в расходы.
А индивидуальным предпринимателям с объектом «доходы» дана возможность снижать на сумму пенсионных взносов единый налог.
Источник: audit-it.ru