18 апреля на экраны вышел очередной ответ западным блокбастерам — лента «Сто лет тому вперёд» — футуристическая история, вдохновлённая одноимённой повестью Булычёва.

Фанаты первоисточника – можете расслабиться. Связи с оригинальной историей в фильме почти нет, поэтому, рассматривать его будем как отдельное произведение.

Что там со сценарием?

Главные герои – Алиса Селезнёва и Коля Герасимов. Они учатся в одной школе, оба в 11 «б», но с разницей в 100 лет. В подсобном помещении кабинета физики Коля находит шкатулку с космионом – веществом, позволяющем перемещаться во времени, активировать которое можно только испытав сильные эмоциональные потрясения.

Так он попадает на 100 лет вперёд и знакомится с Алисой. Их встреча – настоящий подарок судьбы для героини. Её мать застряла в прошлом, как раз во временном промежутке «100 лет назад», и по совместительству оказалась физичкой Герасимова. Наша героиня намерена вернуть её с помощью Коли. Вот только космические пираты уже открыли на подростков охоту…

Звучит неплохо. Неужели в этот раз обошлось без халтуры от сценаристов? К сожалению, не в этот раз.

Фильм относится к жанру фантастики. Главная задача сценаристов при работе в этом жанре — грамотно ввести нас в лор созданного ими мира, показать, как он выглядит, и по каким правилам работает.

Самый распространённый и простой приём, который часто используют для выполнения этой задачи, – введение персонажа, например, с амнезией. В таком случае все тонкости нашему герою «в лоб» будут объяснять второстепенные персонажи, а вместе с главным героем представление о мире получим и мы.

Этот ход – классическое клише, но наши сценаристы решили, что даже это – слишком трудно. Всю информацию зритель получает прямо из уст Коли Герасимова. Фильм буквально начинается с кадров, где главный герой смотрит прямо в камеру и рассказывает нам что не только то, что происходит, но и то, что произойдёт.

Вторая задача сценаристов – не дать зрителю запутаться в правилах игры по ходу действия фильма. Всё просто. Мы должны понимать происходящее на экране, иначе нам неизбежно станет скучно. И здесь опять халтура. Ни я, ни две мои спутницы, составившие мне компанию при просмотре фильма, не уловили сути происходящего в первой трети фильма, а именно до тех пор, пока главный герой, опять же «в лоб», всё не разжевал. Правда в этот раз рассказывал он уже не нам, а своему другу, но сути это никак не меняет.

Почему я уделяю этой проблеме так много внимания? Потому что кино, это, в первую очередь, – визуальное искусство. Кино мы смотрим, нам его показывают, а не рассказывают. Если для понимания происходящего на экране необходимо такое прямое разжёвывание, это говорит о том, что режиссёр и сценарист плохо выполнили свою работу.

О хорошем

Всё что я озвучила выше – моя основная претензия к фильму. Со всем остальным он справился вполне достойно.

Первое, что бросается в глаза – приятный визуал. Москва будущего чистая, экологичная и приятная глазу. Её интересно рассматривать, а компьютерная графика ничем не уступает свежим новинкам Марвел. Жаль только, что пейзажам будущего выделили крайне мало экранного времени, мне явно не хватило, чтобы насладиться вдоволь. Однако у создателей есть все шансы исправить этот недочёт в сиквелах.

Что касается боевых сцен, их бы я оценила как твёрдый середнячок. Местами проседает динамика, но зато проскальзывают интересные операторские решения, например, непрерывная съёмка сцены боя сбоку, явно подмигивающая культовому «Олдбою».

Всё-таки брошу ещё один камень в огород сценаристов. Диалоги прописаны до жути неестественно. И дело не в том, что главные герои запинаются, и в целом демонстрируют всю подростковую неловкость. В это я как раз таки могу поверить и отметить хорошую игру юных актёров. Само построение предложений звучит неестественно, местами слишком театрально. Люди так не разговаривают, а тем более подростки. Часто вы слышите из уст 17-ти летнего парня что-то вроде «не доводи до греха»? Однако актёры играют уверенно, чем неплохо сглаживают общее впечатление.

Что мы имеем по итогу?

Фильм вряд ли откроет вам новый взгляд на кино или заставит задуматься о чём-то глубинном, но он и не ставит себе такой цели. Его задача – помочь вам весело провести время в компании близких, с большим ведром попкорна в руках. С поставленной задачей он определённо справился, на экран смотреть интересно. Если не возлагать слишком больших ожиданий, то от картины вполне можно получить удовольствие.

Постоянная ведущая рубрики «Наше кино» Арина Меркулова (ТК Ариша пишет)