Директор департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения Елена Байбарина сообщила, что в ее ведомство поступает много предложений, подчас кардинально противоположных. Есть мнение, что в учебных заведениях врач не нужен. Сторонники такого подхода приводят в пример экономически благополучные страны, где в школах нет ни врачей, ни медсестер. Другие считают, что врач должен находиться в школе круглосуточно. По словам Е.Байбариной, в вузах уже началась подготовка бакалавров по направлению «школьная медицина». Это позволит улучшить ситуацию с кадрами. Но вместе с тем, полагает представитель Минздрава, следует обучать и педагогов, и учащихся правилам оказания первой помощи.

В ходе дискуссии отмечалось, что несоблюдение гигиенических требований к режиму учебно-воспитательного процесса, который становится все более интенсивным, приводит к росту нервно-психических расстройств. Повсеместное применение технических средств обучения, уровни освещенности, не соответствующие санитарно-гигиеническим нормативам, высокая учебная нагрузка способствуют снижению остроты зрения школьников, а нарушения осанки, сколиозы во многом связаны с неправильной посадкой ребенка из-за несоответствия мебели его росту и возрасту.

«Мы должны обеспечить детям здоровье в школах и садиках, потому что они там живут, — подчеркнул председатель Комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов, заметив, что многие директора школ сохранили медицинские кабинеты, веря, что ситуация выправится и медработники придут в школу. Разделение полномочий между педиатром и школьным врачом должно быть в пользу последнего, уверен Д.Морозов. А потому понимание школьного врача как «бабушки, которая досиживает до пенсии», уходит в прошлое. «Нужен компетентный специалист, который будет следить за соблюдением школьного режима, осанкой, освещением», — сказал Д.Морозов.

По мнению депутата Алены Аршиновой, следует восстановить должность медсестры в штате дошкольных организаций и школ, прикрепить постоянного медработника к образовательной организации.

Депутат Николай Герасименко предложил ввести уроки формирования здорового образа жизни и принять закон о первой и расширенной помощи, определив категории, которым будет разрешено оказывать такую помощь, и требования к наличию школьных аптечек.

Если наделить педагога полномочием оказывать первую помощь, встанет вопрос об ответственности за качество оказания такой помощи, заметила заместитель директора департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки Ирина Петрунина.

Необходимо поднять школьную медицину на качественно новый уровень, считает заместитель председателя Комитета по охране здоровья Николай Говорин. «Это правильный шаг в сторону развития и усиления превентивного направления в здравоохранении, — сказал он. — Состояние психического здоровья детей и подростков вызывает очень серьезные опасения. Это пограничные нервно-психические расстройства. Отсутствие должного внимания к проблеме приводит к росту детской инвалидности, в структуре которой определяющее место занимают дети с психическими нарушениями».

Заместитель председателя Комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Московской городской Думы Татьяна Батышева предложила ввести электронную систему обмена документами между медицинским и образовательным учреждениями и ввести понятие педагогической тайны.

Президент Российского общества историков медицины Константин Пашков, напомнив, что первая кафедра школьной гигиены была образована в московском первом мединституте еще в 1926 году, призвал организаторов современной школьной медицины обратиться к работам академика Н.А.Семашко

«Школьный врач — это гигиенист и педиатр в широком смысле слова, — заметил К.Пашков. — Он должен вмешиваться в распорядок школьного дня с точки зрения гигиенических требований, следить, как чередуются трудные и легкие уроки, участвовать в составлении образовательных программ, предупреждая их перегрузку».

По итогам обсуждения решено создать рабочую группу, которая подготовит конкретные предложения для восстановления и развития школьной медицины.