Боевые действия в этом районе Херсонской области продолжаются. Несмотря на то что удержание плацдарма сопровождается большими потерями и требует от ВСУ всё большего расхода ресурсов, от идеи зацепиться за левый берег Днепра украинские войска не отказываются. Почему операцию было решено провести именно здесь?

Почему ВСУ переправляются на левый берег так быстро?

Острова, через которые проходит река Конка, служащая транспортным коридором для украинских военных на лодках, являются природным прикрытием для небольших десантных групп. По сути, надувным лодкам необходимо преодолеть два опасных участка: от Тягинки до островов и рукава реки Конки (менее 3 км через Днепр), а затем уже внутри рукава Конки до береговой линии Крынок (около 6 км).

Выбор быстроходных лодок в качестве основных переправочных средств обусловлен скоростью. Например, расстояние 800 м при скорости 25 км/ч преодолевается лодкой с мотором меньше чем за две минуты, а 2 км (с учётом спуска по течению) — за пять минут. Никакая, даже самая современная система артогня ни у одной армии мира не способна реагировать настолько быстро.

Относительно быстрым способом (при условии раннего обнаружения) поражать лодки в движении являются FPV-дроны, однако многое в этом вопросе зависит от навыков оператора БПЛА и других факторов, включая погоду. Основные же потери ВСУ несут от артиллерии и барражирующих боеприпасов в местах погрузки и выгрузки.

Почему именно Крынки?

На берегу Днепра возле Тягинки, откуда ВСУ и осуществляют вылазки на левый берег, есть удобные съезды к реке и дороги, ведущие к берегу. Сама Тягинка — относительно крупный, по местным меркам, населённый пункт на правом берегу, который используется в качестве района сосредоточения и для укрытия запасов и личного состава. Однако масштабы операции остаются крайне ограниченными, несмотря на привлечение большого количества ресурсов.

Для проведения более крупной десантной операции с переброской десятков единиц техники при текущей оснащённости и численности ВСУ пришлось бы перебросить под Херсон значительное количество комплексов ПВО и накопить ещё большее число артиллерии, чем сейчас. Но это было бы лишь половиной дела, поскольку силы пришлось бы держать в районе переправ в течение длительного времени. Этот вариант, судя по всему, был отметён как нежизнеспособный — не только из-за недостатка сил и средств, но и по причине вполне успешных ударов ВС РФ по инженерным частям ВСУ в районе Херсона. В частности, про удары по понтонно-мостовому парку ВСУ Военная хроника рассказывала ранее. По этим причинам противостоять огневой мощи ВС РФ решили манёвром и рассредоточением. Именно этот принцип, видимо, и лежит в основе любого украинского варианта применения мелких групп.

Эта тактика работает или нет?

Судя по тому, что крупная десантная операция, скорее всего, была сорвана, лодки являются планом Б для ВСУ в этом районе. Главный минус использования лодок и всей схемы в том, что плавсредства крайне уязвимы и после организации плацдарма вся схема жёстко привязалась к южному съезду в Тягинке, который круглосуточно находится под наблюдением и обстрелом ВС РФ. Проскочить через Днепр успевают только те лодки, которые попадают в окно перезарядки артиллерии или на время исчезают из поля зрения операторов БПЛА. Другой недостаток использования лодок — низкая грузоподъёмность (около 400 кг, а в ряде случаев и того меньше). Проще говоря, в понимании ВСУ лодки — это такие «речные пикапы», которые используются в качестве москитной логистики, о принципе работы которой Военная хроника рассказывала ранее. Низкая грузоподъёмность увеличивает потребность в транспортных средствах: для переправы 30—40 человек с припасами требуется порядка десяти лодок.

Теперь необходимо обсудить все возникающие при реализации этого сценария проблемы и углубиться в детали.

Каков объём логистики у десанта ВСУ в Крынках?

Каждая лодка перевозит до пяти человек (один возвращается с лодкой). За десять рейсов такая лодка может перевезти на левый берег примерно взвод, что относительно немало при условии, что лодок со стороны ВСУ значительно больше чем пять или даже десять. Однако перед украинскими войсками постоянно нависает дилемма: брать больше людей или больше припасов? 5—7 т боеприпасов и снаряжения, вмещаемых в стандартный грузовик, — это примерно 10—12 лодок с грузом. В масштабах поддержки крупных операций объём снаряжения, продуктов и боеприпасов в одном грузовике — это ничтожно малое количество, которым полнокровный взвод не сможет обороняться и 12 часов.

Подчеркнём, что речь идёт о малочисленных пехотных подразделениях. Наличие артиллерии или тяжёлой техники увеличивает требования к обеспечению на пару порядков.

Местность и возможности для манёвра ВСУ в Крынках.

После высадки десанта и начала боевых действий проявляются и другие особенности Крынок. Для переправки мелких групп пехоты село подходит, однако для переброски бронетехники, необходимой для огневой поддержки пехоты, условий нет. Так, например, в районе Крынок местность болотистая, изобилующая множеством речек и ручьёв.

Переброска тяжёлой техники или автотранспорта невозможна без постройки более-менее стабильной переправы. А для этого необходимо привлекать значительные инженерно-сапёрные силы, скопление которых неизбежно было бы вскрыто. В этих условиях с более высокого берега Днепра активно применяются украинские танки, однако и эта техника не может действовать в полной безопасности и уже поражается дронами «Ланцет» и авиацией.

Для чего планировалась эта операция?

Даже если этот район был выбран не в качестве точки для удара во фланг группировке ВС РФ, а в качестве инструмента для сковывания резервов, к такому плану появляются вопросы. Прежде всего потому, что ВСУ необходимо привлекать для поддержки собственных подразделений больше или столько же сил и средств, которые в настоящий момент в дефиците. Во-вторых, операция уже затянулась до зимы. На текущий момент операция в районе Крынок представляет собой нахождение в болоте зимой, постоянную переправку через ледяные воды Днепра и сопровождается растущей потребностью войск в топливе, обогреве, медикаментах и эвакуации заболевших, которые дополняют ежедневные санитарные потери от огня ВС РФ.

Десантная операция в Крынках, вне всякого сомнения, потребовала привлечения значительных ресурсов со стороны ВС РФ, однако переоценивать и наделять её несуществующими свойствами не стоит. Первоначальный план, скорее всего, предполагал переброску более крупных сил, однако действия российской армии на опережение позволили сократить варианты действий ВСУ до переброски небольших групп и блокирования узких и неудобных плацдармов.

Что в итоге?

В течение нескольких месяцев операция в Крынках не масштабируется, не снабжается должным образом и, судя по происходящему, далека от первоначальных планов ВСУ на этом направлении. Однако при этом ВСУ не сворачивают операцию, хотя её тактическая бессмысленность становится всё более очевидна, как и предыдущая высадка у Антоновского моста.