Как сообщает аналитический центр «ТрансЛес» (входит в «Деметра-Холдинг»), в 1 полугодии этого года погрузка железнодорожным транспортом леса и пиломатериалов, включая контейнерные перевозки, снизилась на 17 процентов до 18,8 миллионов тонн против 22,6 миллионов тонн в 2021 году. Внутренние перевозки увеличились на 4 процентов до 11миллионов тонн, экспорт сократился на 35 процентов до 7,8 миллионов тонн.

Наблюдаемый рост внутренних перевозок обусловлен увеличением поставок необработанной древесины для нужд российских перерабатывающих предприятий – перевезено 10,7 миллионов тонн против 10,2 миллионов тонн в 1-м полугодии 2021 года. В том числе, перевозки:
балансовой древесины сохранились на уровне прошлого года – 3,7 миллионов тонн;
пиловочника увеличились на 12 процентов до 3,3 миллионов тонн. Это обусловлено увеличением погрузки на 75 процентов в Сибири и на Дальнем Востоке вследствие запрета экспорта необработанной древесины с января этого года;
фанерного кряжа снизились на 21 процентов до 1,6 миллионов тонн. Существенное влияние на ситуацию оказали западные санкции, так как основным рынком сбыта были Европа и США;
леса для производства древесных плит увеличились на 24 процентов до 1,7 миллионов тонн.
По данным Росстата за 1 полугодие произошли следующие изменения в производстве продукции лесопромышленного комплекса: выпуск древесноволокнистой плиты увеличился на 4 процента, целлюлозы на 1 процента, выпуск пиломатериалов сократился на 2 процента, фанеры на 16 процентов, Древесно-стружечной плиты на 6 процентов.

По данным аналитического центра «ТрансЛес», экспортные железнодорожные перевозки леса и пиломатериалов в отчетном периоде снизились на 35 процентов. Самое большое сокращение наблюдается в сегменте необработанной древесины на 60 процентов до 2 миллионов тонн и в пиломатериалах на 18 процентов до 5,8 миллионов тонн. Реализовать экспортный потенциал в полной мере не позволили следующие факторы:
полная остановка в марте экспорта необработанной древесины в Финляндию;
ограничения на сухопутных пограничных переходах из-за дополнительного санитарного контроля со стороны Китая;
конкуренция с другими видами грузов за пропускную способность железнодорожной инфраструктуры;
запрет экспорта необработанной хвойной и ценной лиственной древесины с января этого года.

В первые месяцы года как на российском, так и на мировом рынке наблюдался высокий спрос и уровень цен на лесную и целлюлозно-бумажную продукцию.
С марта конъюнктура рынка начала ухудшаться. Многие привычные для российских предприятий лесопромышленного комплекса рынки начали закрываться (так, 10 июля полностью закрылся экспорт в ЕС всей товарной группы 44 товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности). Пострадали сегменты с сильной зависимостью от экспорта в страны ЕС, такие как производство фанеры и пеллет.
С июля прошлого года наблюдается заметное падение активности на рынке недвижимости Китая. В апреле-июле этого года ситуация усугубилась – старты строительства новых объектов перенеслись, снижение в отрасли составило более 40 процентов. Как следствие, общий объем импорта леса и пиломатериалов в Китай в первом полугодии снизился на 22 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Снизились поставки по основным странам-экспортерам: Новая Зеландия, Россия, Германия, США, Канада.