Внезапная гибель президента Ирана Раиси и главы иранского МИД Абдоллахиана в результате крушения вертолета не стоит считать «черным лебедем» для Ближнего Востока, но свою лепту в рост нестабильности она, конечно, внесет. Форс-мажор такого уровня изменит тактические расклады и может повлиять на дальнейший кризис.

Прежде всего, нужно смотреть, каким образом перегруппируется власть внутри Ирана. Президент обычно — компромиссная фигура, и заменить Раиси будет не так просто, особенно на фоне больших рисков во внутренней политики. Дело в том, что верховный лидер Хаменеи находится в преклонном возрасте, ему 84 года, и преемника в Иране пока нет.

Считалось, что основными кандидатами на лидерство после Хаменеи был как раз погибший Раиси, а также сын иранского правителя Моджтаба Хаменеи, который теперь остается самым вероятным кандидатом — теперь большинство сходится во мнении, что иранские элиты начнут ориентироваться на младшего Хаменеи. Но и недовольных такой преемственностью в стране будет более, чем достаточно, что может привести к непредсказуемым последствиям. Об этом пишет Politico, такого же мнения придерживается бывший советник Госдепа по Ирану Габриэл Норонья.

Американцы вообще нелестны в оценках Раиси. Пишут, что народ был угнетен финансовыми трудностями, связанными с непосильными международными санкциями, а также с бесхозяйственностью и коррупцией. Именно при Раиси в Иране прошла необычайная волна протестов, когда в сентябре 2022 года в заключении погибла 22-летней Махса Амин, задержанная полицией нравов за якобы нарушение строгого иранского дресс-кода. Незадолго до этого Раиси ужесточил закон о ношении хиджаба. В США предпочитают считать, что Раиси не имел широкой политической поддержки. И в целом эта позиция небезосновательна.

После исламской революции в 1979 году по сегодняшний день пост президента Ирана занимали в общей сложности восемь человек, и можно с уверенностью сказать, что внешнеполитический курс страны, как и внутренний, в основном оставался неизменным. Предпоследний президент-реформатор Рухани пытался нормализовать отношения с Западом через реализацию соглашения по иранской ядерной программе с участием США. Однако Вашингтон в лице Трампа вышел из него в одностороннем порядке в 2018 году, что считается провалом внешней политики реформаторов.

Неудачи на внешнеполитическом треке и ухудшение экономической ситуации в Иране привели к победе на президентских выборах в 2021 году консерваторы во главе с Эбрахимом Раиси.

С другой стороны, Раиси никогда не был любимчиком народа — ему припоминали годы работы судьей в конце 1980-х годов, когда он часто без должного расследования выносил смертные приговоры, в основном — в отношении оппозиционеров, и, согласно данным правозащитников, в те годы разными судьями к казни были приговорены до 5 тыс. человек.

Плюсом для Раиси был тот факт, что он являлся доверенным лицом Али Хаменеи — оба они уроженцы священного для шиитов города Мешхеда, который является одним из религиозных центров. Кроме того, Раиси, так же как и Хаменеи, был «сеидом» — потомком пророка Мухаммеда.

При этом нельзя отрицать, что сегодня в Иране мнения граждан разделились. И скорбят далеко не все. Похоже, страну ждут изменения.

Авторский телеграм-канал Олега Царева