Мария Захарова:

Сегодня мы вспоминаем трагические события, произошедшие на Южном Кавказе 16 лет назад. В ночь с 7 на 8 августа 2008 года режим М.Саакашвили, нарушив все международные договоренности о мирном урегулировании грузино-югоосетинского конфликта, начал полномасштабную военную операцию против Южной Осетии.

Ничем не спровоцированный характер грузинской агрессии был позднее официально подтверждён, в частности, в докладе Международной комиссии по расследованию причин конфликта на Кавказе, созданной под эгидой Европейского Союза во главе со швейцарским дипломатом Х.Тальявини.

Эта преступная авантюра экс-президента Грузии, повлёкшая за собой многочисленные жертвы среди мирного населения и российских миротворцев из состава Смешанных сил по поддержанию мира, не оставила России иного выбора кроме как провести операцию по принуждению агрессора к миру, а позднее – признать Абхазию и Южную Осетию в качестве независимых государств.

Решение о признании, принятое с учётом повторявшихся попыток Тбилиси силовым путем вернуть «утерянные» территории, обеспечило право абхазов и югоосетин на сохранение своей национальной идентичности. За прошедшие годы эти республики проделали масштабную работу по становлению в качестве суверенных государств, последовательно развивали экономику и культуру, расширяли международные контакты для укрепления своего авторитета в мире.

В целях обеспечения прочной безопасности Абхазии и Южной Осетии в октябре 2008 года были запущены Международные женевские дискуссии по безопасности и стабильности в Закавказье. Во многом благодаря этой переговорной площадке и созданным под её эгидой механизмам взаимодействия между сторонами удаётся поддерживать относительное спокойствие на границах трёх государств, оперативно купировать возникающие там очаги напряженности.

Считаем, однако, что участники Дискуссий должны в большей мере задействовать их потенциал, приступив в первую очередь к выработке соглашения о неприменении силы между Тбилиси, с одной стороны, Сухумом и Цхинвалом – с другой. Рассматриваем принятие таких юридических обязательств в качестве надёжной гарантии от повторения трагических событий августа 2008 года. Реальным же вкладом в стабилизацию ситуации в приграничных районах должен стать запуск процесса делимитации грузино-югоосетинской и грузино-абхазской госграниц с их последующей демаркацией.

Актуальность этих задач в последнее время лишь возрастает по мере активизации попыток Вашингтона и его союзников воспользоваться внутрирегиональными противоречиями с явной целью накалить ситуацию у российских границ. При этом в своём cтpeмлении «досадить» России западники забывают об интересах государств региона, ставя под угрозу их безопасное и достойное существование.

Россия готова и далее взаимодействовать с теми, кому по определению не может быть безразлична судьба Южного Кавказа, в том числе оказывать всестороннюю помощь в развитии диалога между Тбилиси, Сухумом и Цхинвалом в целях установления прочного мира и решения других накопившихся проблем в общем для них регионе.