Сергей Собянин:
В продолжение поста о культурных событиях в Московском метрополитене. С 2010 г. мы ведем активную работу по обновлению подвижного состава городского транспорта.
За это время метрополитен получил более 4 тыс. вагонов. И сегодня составы современных серий составляют 73% рабочего парка метро. На обеих кольцевых линиях курсируют исключительно современные российские поезда «Москва-2020».
В 2024-2025 гг. город планирует закупить еще более 500 новых вагонов, отличающихся тихим ходом, комфортом, простором, с автоматической системой обеззараживания воздуха и USB-зарядками.
В то же время мы считаем очень важным хранить историю Московского метро. А неизбежное однообразие ежедневных поездок хотелось бы скрасить чем-то интересным и оригинальным. И лучше всего на эту роль подходят необычные поезда, курсирующие на многих линиях метрополитена.
В этом посте расскажу о самых интересных.
На вид ретропоезд «Сокольники» прибыл прямиком из 30-х годов: стилизованная под вагоны типа «А» лобовая часть головных вагонов с двумя хромированными фарами, характерные для метро тех лет цвета, внутри – пружинные диваны, уютные светильники-бра, оформление салона линкрустом (специальный материал).
Тем не менее, поезд был сделан в 2010 году к 75-летию московского метро по специальному заказу на заводе «Метровагонмаш». Курсирует он по старейшей Сокольнической линии.
Поезд «Акварель» на Арбатско-Покровской линии относится к типу вагонов «Русич». Главная особенность – отсутствие окон и сидений с одной из сторон вагонов. На их месте – картины. Каждый вагон имеет свою цветовую гамму — уникальны как оклейка с внешней стороны, так и цвет пола, стен и сидений в вагоне. За время работы состава в нем сменилось более 10 экспозиций.
Поезда 81-760А «Ока» за свою необычную расцветку получили прозвище «Баклажан». На Солнцевской линии эксплуатируются три состава данной модификации. Изготовленные в 2014-2016 годах, эти поезда впервые в истории Московского метрополитена были оборудованы сквозным проходом.
Пассажиры быстро оценили по достоинству возможность беспрепятственно пройти сквозь весь состав, и в вагонах сразу стало заметно просторнее.
Еще одним нововведением стали немоторные вагоны. Теперь эта технология применяется в составах типа «Москва» и «Москва-2020».
Необычным баклажаново-голубым цветом вагоны обязаны Бакинскому метрополитену — именно для него изначально были предназначены эти поезда, однако впоследствии их выкупило московское метро, а в Баку поставили другие.
«Точка шесть» – народное название поездов 81-717.6, которые можно встретить на Люблинско-Дмитровской линии метро. Это переходная модель между поездами типа «Ока» и «Номерной», конструктивно являющаяся модификацией последнего.
Внешне их отличает новая маска кабины и другое расположение фар. Они стали комфортнее для машинистов – более просторная кабина с удобным пультом управления и кондиционером. Вместо привычных табличек с названием конечной станции в составах этой модификации появились электронные маршрутоуказатели — пассажирам стало легче прочесть название с платформы. Над дверьми появилась световая сигнализация об их закрытии. Салон оснастили принудительной вентиляцией. Между сиденьями разместили дополнительные вертикальные поручни. Впервые в метро двери начали оснащать электрическим приводом, что позже было применено в составах «Москва» и «Москва-2020».
«Красная стрела» ходит не только между двумя столицами, но и также по Сокольнической линии. Это старейший из действующих именных поездов Московского метрополитена. Состав запущен в 2006 году в честь 75-й годовщины знаменитого первого фирменного поезда «Красная стрела» сообщением Москва – Ленинград. Внешний вид разработан специальным конструкторским бюро «Метровагонмаш».
Снаружи поезд окрашен в красный цвет вместо обычного синего, снизу и сверху украшен горизонтальными полосами жёлтого цвета, крыши вагонов серебристые. Внутри — жёлтые поручни, красные сиденья, на стенах размещены материалы об истории поезда «Красная стрела».
В качестве подвижного состава используются вагоны типа «Номерной».
«Синергия-1» и «Синергия-2» – два состава с таким названием с виду даже чем-то похожи на предыдущий поезд, их часто можно встретить на разных линиях метро, но проехаться в них, увы, не получится. Это специальные диагностические составы, которые следят за исправностью инфраструктуры метро.
Поезд-лаборатория «Синергия-2» – самый современный в Московском метрополитене. Все неисправности и отклонения, которые он замечает, здесь же обрабатывают в онлайн-режиме и передают в службы метро для незамедлительного решения проблемы.
У поезда – новейшее оборудование и целый офис для обработки и передачи данных. Он проводит диагностику путей и рельсов, габаритов и облицовки тоннелей, и даже нагрева электрооборудования.
Три раза в месяц два этих состава диагностируют все линии, чтобы поездки пассажиров всегда оставались безопасными и комфортными.