Наверняка вам хоть раз на глаза попадалась новость о том, что правоохранители задержали очередных вымогателей, которые брали деньги за то, чтобы не публиковать порочащую репутацию сведения или за их удаление.
История прошлого года, которая была у всех на слуху, дело о вымогательстве у главы Ростеха. По нему были арестованы коммерческий директор Ксении Собчак Кирилл Суханов и бывший редактор журнала Tatler Ариан Романовский (Кузьмин). Сама Ксения проходила свидетелем.
Или, например, события двухнедельной давности — задержали администратора телеграм-канала “Новый Век” Александра Гусова по подозрению в вымогательстве 12 млн. рублей у создателя компании Yota Альберта Авдоляна за непубликацию в медиапространстве вымышленной информации, способной нанести вред деловой репутации бизнесмена (https://www.kommersant.ru/doc/5809893).
Эксперт по защите деловой репутации Владимир Турман рассказал, что делать, если бизнесу угрожают шантажисты, и какие меры принять заранее, чтобы в случае атаки, максимально снизить ущерб репутации.
Как действуют вымогатели
По словам Владимира Турмана, действовать мошенники могут не только с позиции силы, угрожая своему потенциальному «клиенту», но и притворяясь доброжелателем. Якобы, просто искренне хотят помочь, конечно, не бесплатно, а за определенное вознаграждение. Причем речь может идти как о реальном компромате, так и о фейках. Эксперт отмечает, есть несколько вариантов развития событий:
- Вымогатели выходят на свою жертву, сообщают, что владеют информацией, которая может нехило подпортить репутацию, и требуют заплатить, чтобы данные не утекли.
- Некая нежелательная для жертвы информация уже где-то опубликована. Вымогатели предлагают ее удалить и больше не размещать, опять же, если им за это заплатят.
- Информация уже опубликована. Вымогатели под видом спасителя сообщают своей жертве, что увидели порочащую «клиента» информацию, удалить ее не могут, зато якобы посодействуют минимизации ее распространения. Для убедительности могут перечислить площадки, куда в случае отказа попадут сведения.
Что делать, если вас шантажируют?
На этот счет эксперт предлагает простую инструкцию. Правило №1: не надо платить шантажистам. Чтобы наживиться, они пытаются напугать жертву. Без паники!
Правило №2: документируйте все этапы взаимодействия с теми, кто вас шантажирует (скрины, запись с экрана телефона и т.п.).
Правило №3: обратитесь в правоохранительные органы. Противодействие на законодательном уровне необходимо, иначе шантаж может повторяться снова и снова. Ответственность за вымогательство предусмотрена статьей 163 УК РФ. Преступники могут получить до 15 лет колонии.
Мы проконсультировались с юристом. По его словам, пострадавшая организация может рассчитывать на возмещение ущерба, причиненного из-за распространения сведений, порочащих ее деловую репутацию. При этом под вредом, причиненным деловой репутации, следует понимать всякое ее умаление, которое проявляется, например, в наличии у юрлица убытков, обусловленных распространением порочащих сведений, и иных неблагоприятных последствий в виде утраты конкурентоспособности, невозможности планирования деятельности и т. д.
Не ждем, пока само рассосется – спасаем репутацию
По практике, на доследственные мероприятия и судебные разбирательства уходит много времени. Если деловой репутации уже навредили, говорит Турман, скорость реагирования крайне важна. Он рекомендует сразу обратиться к проверенным специалистам. В некоторых случаях они и сами могут выйти на контакт с клиентом. Поэтому, по его словам, не стоит всех, кто вдруг появляется с предложением защитить бизнес, считать мошенниками. Добросовестные эксперты мониторят ситуацию и иногда сами выходят на тех, кому могут пригодиться.
При выборе специалиста отдать предпочтение стоит тому, кто соответствует следующим критериям:
- Обладает необходимой системой знаний. Решение вопроса, связанного с восстановлением репутации, не стоит доверять юристу или обычному пиарщику, потому что они могут неверно оценить реальный уровень угрозы и, соответственно, принять меры, которые не спасут ситуацию, а могут ее еще и усугубить. Необходим эксперт именно в области информационного противоборства и кризисных коммуникаций.
- Имеет профессиональный опыт и успешные кейсы. Эксперт должен обладать реальным опытом политической борьбы. В обычном пиаре получить практику работы с кризисными коммуникациями практически невозможно. Поэтому особо ценных специалистов можно найти в области политтехнологий и контрпропаганды.
- Отличается сильными личными качествами. Например, если специалист постоянно соглашается со своим клиентом, то он, возможно, будет таким же по отношению к внешним обстоятельствам. А вот если он окажется тверд и «неудобен» в общении с заказчиком, то также настойчиво он будет отстаивать его интересы. Стоит отметить, что речь не о грубости. Это должен быть боец, который не испугается и не отойдет в сторону, если ситуация вдруг ухудшится. При этом он должен уметь работать оперативно, чтобы в самые короткие сроки разработать антикризисную стратегию и успевать реагировать на меняющиеся условия игры.
Впрочем, советы о том, как не попасться на удочку мошенников, как действовать, если они сумели навредить, могут и не пригодиться вовсе, если бизнес заранее примет меры предосторожности. Владимир Турман рекомендует всегда иметь под рукой телефон настоящего профи, которому вы можете позвонить даже в два часа ночи.
Ну и профилактику, которая сильно дешевле лечения, пока никто не отменял.