Ковидные ограничения показали клиентам и компаниям удобство и скорость онлайн-обслуживания, и даже после окончания локдауна многие не намерены возвращаться в офлайн, оценив все преимущества цифровизации. Этот процесс не обошел стороной и страховщиков ОСАГО, которые стремятся предоставить услуги максимально комфортным для страхователя образом.
Одними из наиболее значимых шагов на пути цифровизации ОСАГО стало разрешение на продажу ОСАГО через маркетплейсы в октябре 2020 года и их внедрение, а также значительное расширение зоны действия виртуального «Помощника ОСАГО». С помощью данного приложения можно в несколько кликов оформить извещение о ДТП и отправить его в страховую компанию зафиксировать место происшествия и произвести фотосъемку. Таким образом, можно быстро урегулировать аварийную ситуацию и избежать при этом навязчивых автоюристов, которые порой пытаются наживаться на водителях, присваивая себе значительные суммы со страховых выплат. Согласно данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА), уже сегодня более половины отечественных автомобилистов предпочитают заключать договоры обязательного страхования автогражданской ответственности в электронном формате. Так, к примеру, за первые шесть месяцев 2021 года было продано свыше 9,916 млн е-полисов, что на 20% больше по сравнению с прошлым годом (8,080 млн). Это говорит о том, что ОСАГО становится более доступным и привлекательным для клиентов, ведь для покупки электронного полиса не нужно выходить из дома, стоять в длинных очередях и выполнять множество других рутинных операций.
Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев объясняет: «Мы сделали ещё один значительный шаг в процессе цифровизации ОСАГО. Уже сегодня у автовладельцев есть возможность самостоятельно оформить документы о ДТП без вызова ГИБДД. Сделать они могут это через мобильные приложения «Помощник ОСАГО» и «ДТП. Европротокол», которые предлагают различный функционал для автовладельцев. Через приложения можно буквально за несколько минут оформить электронное извещение о ДТП, совершить фотофиксацию места аварии и направить данные в АИС ОСАГО, откуда они поступят в страховую компанию участника аварии. Поэтому я рекомендую всем клиентам скачать эти мобильные приложения и посмотреть, какие сервисы там предлагаются».
Стоит отметить, что помимо обозначенных преимуществ, переход к «цифре» может повлиять на стоимость полисов ОСАГО. Страховые компании смогут снизить расходы на работу офлайн-точек обслуживания и перенаправить эти ресурсы на урегулирование убытков по страховым случаям. Кроме того, цифровизация способствует нарастанию конкуренции между страховыми компаниями, так как клиенты ориентируются не только на стоимость полисов, но и на качество и скорость предоставления услуг. Соответственно, компании с более развитыми цифровыми сервисами оказываются более конкурентноспособными.
Проект «ОСАГО: общественная экспертиза» напоминает, что Госдумой рассматривается законопроект, снимающий ограничения на удаленное возмещение убытков по ОСАГО. На данный момент множество страховых компаний предоставляет подобную услугу, а усовершенствование законодательной базы «прокачает» электронное урегулирование и сделает взаимодействие клиента со страховыми компаниями намного более удобным и быстрым.