Нейробиолог кафедры физиологии НГУ доцент Петр Меньшанов и его коллеги из Института цитологии и генетики СО РАН подтвердили опасность резких скачков атмосферного давления для живых существ. Работа опубликована в ведущем профильном международном журнале «Insects».

В своих исследованиях ученые анализировали особенности репродуктивного потенциала, который в нескольких опытах оказался снижен у изучаемых животных по исходно неизвестным причинам. В поисках подавляющих плодовитость животных факторов исследователи проанализировали данные метеорологических наблюдений по таким ключевым параметрам погоды как температура и влажность воздуха, атмосферное давление, скорость ветра и другим, которые доступны онлайн благодаря политике открытых данных Гидрометцентра.

Сотрудники лаборатории генетики стресса ИЦиГ СО РАН Наталья Адоньева и доктор наук Наталия Грунтенко акцентировали внимание, что использованные в работе животные – плодовые мушки — обладают серьезной устойчивостью к гипоксии и оксидативному стрессу, и на них не так просто повлиять обычными факторами, поэтому потребуются дополнительные исследования. Однако уже сейчас сделанное новосибирскими учеными открытие позволяет поставить вопрос о включении резкого снижения атмосферного давления в перечень потенциально опасных метеорологических явлений, о которых целесообразно сообщать населению для своевременной профилактики негативных последствий.

Наталия Грунтенко предсказывает риск увеличения количества подобных метеорологических событий в будущем из-за антропогенных факторов, меняющих уровни атмосферного давления по всему земному шару.

В настоящее время ученые из Новосибирского Госуниверситета и ИЦиГ СО РАН исследуют последствия действия на организм человека и животных различных стрессогенных факторов, представляющих значительную угрозу для здоровья.