Последние месяцы финансовые рынки жили ожиданиями президентских выборов в США. История показывает, что если фондовый рынок США растет перед выборами, как это было в течение всего 2016 года, то победу одерживает кандидат от правящей партии. Однако исход этой президентской гонки оказался непредсказуем — избиратели проголосовали в пользу Дональда Трампа. Решение избирателей всколыхнуло финансовые рынки и в ближайшее время инвесторов могут ожидать непростые «трейдерские будни».

Участники конференции полагают, что Дональд Трамп в качестве президента более предпочтителен для налаживания конструктивного диалога между Россией и США, поскольку он может начать курс на отмену санкций. «Трамп, определенно, наилучший вариант для России, учитывая негативные высказывания Клинтон о нашей стране. Тем не менее, не факт, что он действительно будет придерживаться своей изначальной риторики, предполагающей отмену санкций и сближение с Россией. Вполне возможно, что это был очередной пиар-ход. Сейчас Трамп — это «кот в мешке» как для России, так и для всего мира», – говорит аналитик ИК QBF Марина Теущакова. «Для России Трамп более предпочтителен, так как в данном случае повысилась вероятность отмены санкций. Поэтому мы и наблюдаем сейчас рост российского фондового рынка. Для мировой экономики победа Трампа чуть более негативна, чем победа Клинтон лишь по причине неопределенности. Не до конца ясны конкретные шаги Трампа в качестве президента страны и это беспокоит. Но не думаю, что он будет столь же категоричен, как был в качестве кандидата», – добавляет начальник департамента торговых операций ИК «Фридом Финанс» Игорь Клюшнев. Менее оптимистичен в своей оценке руководитель группы исследований мировой экономики ЦМАКП Александр Апокин: «Я бы не ожидал отмены санкций в течение срока Трампа — за их вводом стоят объективные процессы, которые не перестанут действовать в ближайшие годы. Вместе с тем, угроза ужесточения санкций (в первую очередь в финансовом секторе) была вполне реальной, и при Трампе демократы будут активно пользоваться этой картой (особенно в случае демократического Конгресса)».

Эксперты едины во мнении, что позитив от победы Трампа на выборах никак не скажется на динамике рубля до конца года. «С рублем будет тоже, что было бы и после победы Хиллари Клинтон. Глобально — он будет слабеть», – констатирует руководитель учебного центра ПАО «Санкт-Петербургская биржа» Павел Пахомов. Ольга Беленькая из банка «Альба Альянс» соглашается с коллегой: «Победа Трампа здесь имеет косвенное значение. Если Трамп будет проводить протекционистскую политику и резко повышать импортные пошлины для китайских товаров, это может дополнительно замедлить рост китайской экономики, что является риском для сырьевых рынков, в частности, нефти — и, соответственно, для рубля». Как и прежде, по мнению участников конференции, на динамику рубля будет влиять изменение цен на нефть: «Наиболее значимые факторы для рубля — цены на нефть и внешнеполитические риски. Если политические риски отношений России и США, возможно, несколько снизятся — это может поддержать спрос на рублевые активы. Однако цены на нефть пока остаются низкими, а бюджетный дефицит высоким, и сильный рубль в данном случае не нужен ни экспортерам, ни Минфину», – заключает Ольга Беленькая. Евгений Локтюхов из «Промсвязьбанка» также ждут снижение курса рубля: «К концу года ждем ослабления нац. валюты до 67-69 руб. в паре с долларом».

Анализируя итоги выборов, эксперты разошлись в прогнозах по величине ставки ФРС, которую, по мнению ведущих игроков, Федрезерв планировал повысить в декабре. «Сегодня вероятность повышения ставки в декабре снизилась до 50% с 82% днем ранее. Однако прогноз по повышению ставки в этом году, скорее всего, уже не актуален», – говорит аналитик «Церих Кэпитал Менеджмент» Елена Шишкина. «Мы по-прежнему не ждем повышения ключевой ставки в США, считая, что это несколько менее вероятный сценарий, несмотря на явно демонстрируемое желание ФРС «сохранить лицо». Мы не видим экономических оснований для такого шага Избрание Трампа несет риски смены приоритетов в экономической политике страны, что добавляет аргументов против повышения ставки», – добавляет Евгений Локтюхов.  Независимый эксперт Владимир Рожанковский вовсе не исключает смены главы американского регулятора: «Вероятность повышения ставки близка к нулю. Вопрос может стоять ещё интереснее — о соответствии Джанет Йеллен занимаемой ею должности». Руководитель отдела информации и анализа мировых рынков ГК «ФИНАМ» Михаил Аристакесян, напротив, полагает, что ФРС продолжит начатую политику: «Думаю, в случае отсутствия сильной волатильности на рынках, мы всё-таки увидим повышение на 0,25% в декабре. Насчет дальнейших действий, полагаю, они во многом будут зависеть от экономической политики которая будет проводиться Трампом».