Официальный представитель СК России Светлана Петренко:
В Следственном комитете РФ на постоянной основе ведется комплексная работа по установлению причин и условий совершения преступлений в сфере миграции и вырабатываются меры, в т.ч. законодательного характера, направленные на их устранение.
Несмотря на то, что СК России не обладает правом законодательной инициативы, ведомством соответствующие предложения не раз направлялись, в т.ч. в виде законопроектов в различные государственные органы.
Так, 16.07.2024 Председатель СК России направил Председателю Госдумы РФ обобщенные за несколько лет конкретные инициативы ведомства по совершенствованию миграционного законодательства.
Так, предлагалось:
- Дополнить статью 63 УК РФ обстоятельством, отягчающим наказание – совершение преступления иностранным гражданином или лицом без гражданства, незаконно находящимся на территории Российской Федерации. Статистические данные о преступности мигрантов позволяют утверждать о повышенной общественной опасности преступлений со стороны незаконных приезжих, их отношении к требованиям законодательства страны пребывания, которые они сознательно игнорируют, находясь на территории государства в нарушение установленного в нем порядка и правил проживания.
В этой связи полагаем целесообразным дополнить перечень обстоятельств, отягчающих наказание (статья 63 УК РФ), таким пунктом как «совершение преступления иностранным гражданином, находящимся на территории Российской Федерации в нарушение установленного порядка». Такое нововведение, очевидно, не будет дискриминировать иностранных граждан как социальную группу, поскольку направлено лишь на тех из них, кто находится в стране нелегально. - Расширить перечень преступлений, совершение которых влечет за собой прекращение приобретенного российского гражданства.
Так, Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» с изменениями, вступившими в силу 26.10.2023, определен перечень оснований прекращения гражданства, в который наряду с преступлениями террористической направленности включены отдельные преступления, посягающие на общественную безопасность, половую неприкосновенность, здоровье населения, правосудие, внешнюю безопасность, обороноспособность и т.д.
Вместе с тем практика расследования уголовных дел в отношении таких лиц показывает необходимость дополнительной проработки критериев, по которым совершение натурализованными гражданами одних преступлений отнесено к основаниям прекращения гражданства, а других – нет.
В этой связи ведомством неоднократно предлагалось в качестве основания для прекращения гражданства Российской Федерации предусмотреть факт совершения приготовления, покушения или совершения любого умышленного тяжкого или особо тяжкого преступления.
- Законодательно закрепить обязанность оосуществлять на пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации обязательную дактилоскопическую и геномную регистрацию всех иностранных граждан при въезде и выезде.
Как ранее неоднократно отмечалось ведомством, в условиях нестабильной геополитической ситуации требуется принятие дополнительных форм контроля со стороны органов государственной власти за иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывающими в страну.
Одной из форм такого контроля может являться введение обязательной геномной регистрации всех въезжающих мигрантов. Полагаем, что данное предложение своей актуальности не утратило, поскольку данная мера повысит результативность правоохранительных органов по выявлению и пресечению любого противоправного поведения со стороны иностранцев.
- Дополнить КоАП РФ положениями, регламентирующими порядок контроля за исполнением иностранными гражданами или лицами без гражданства постановления о его административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации. Инструментарий контроля за исполнением решения о самостоятельном выезде не предусмотрен, ввиду чего актуальным остается вопрос о необходимости детальной проработки механизма осуществления надзора со стороны соответствующих уполномоченных должностных лиц за самостоятельным выездом мигрантов из Российской Федерации.
Иные предложения по вопросам совершенствования миграционного законодательства:
- Проанализировать реальные потребности экономики в трудовых мигрантах и установить реальное количество трудовых мигрантов. Указанное позволит оценить и выработать действенные меры по устранению факторов, угрожающих внутренней стабильности государства.
- Сформировать дорожную карту по замещению трудовых мигрантов гражданами Российской Федерации, обеспечив соотечественникам достойный уровень социально-трудовых гарантий.
- Разработать программу внутрироссийского перемещения отечественных трудовых ресурсов на примере одного конкретного региона с высоким уровнем безработицы и другого региона, нуждающегося в рабочей силе, на конкретный объект, предусматривающий официальное трудоустройство, проживание в общежитии или программу обеспечения жильем.
- Кодифицировать миграционное законодательство, обобщив формы миграции, нормы, связанные с регистрацией иностранцев, выдачей разрешений и квот на занятие трудовой деятельностью, а также предусматривающих гарантии пенсионного обеспечения мигрантов. Так, правовые нормы, регламентирующие миграционные отношения в Российской Федерации, в настоящее время рассредоточены по значительному количеству нормативных правовых актов, среди которых целый ряд федеральных законов, несколько десятков межгосударственных договоров и соглашений.
- Проанализировать эффективность и влияние на криминогенную обстановку практики установления запрета на привлечение хозяйствующими субъектами иностранных граждан, осуществляющих такую деятельность на основании патентов по отдельным видам экономической деятельности.
- Возложить на работодателей обязанность по обеспечению трудовых мигрантов жильем, компенсации транспортных расходов, в том числе возложение обязанности о создании финансового депозита на случай выдворения, предусмотреть персональную ответственность работодателя за соблюдением иностранными гражданами требований миграционного законодательства.
- Экономически мотивировать предпринимателей, использующих российские трудовые ресурсы, предусмотреть весомый налог на использование рабочей силы иностранных граждан.
- Синхронизировать процедуру получения паспорта гражданина Российской Федерации с одновременной постановкой на воинский учет.
- Обеспечить несение воинской обязанности натурализованными гражданами в соответствии с установленными требованиями закона, продолжить реализацию мероприятий по направлению их в приоритетном порядке для участия в специальной военной операции в целях расширения базы комплектования группировок войск (сил) военнослужащими по контракту.
- Законодательно установить требования к владению русским языком детьми мигрантов на уровне, необходимом для приема в образовательные учреждения.
- Создать единую межведомственную систему сбора и учета информации об иностранных гражданах, миграционных потоках, в том числе по вопросам подлинности документов о владении русским языком.
- Создать цифровой профиль иностранного гражданина, содержащего сведения о таком лице, связанных единым уникальным идентификатором, обеспечивающим формирование и предъявление таких сведений в формате QR-кода совместно с документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина.
- Ввести процедуру обязательного получения российской сим-карты с момента въезда в Российскую Федерацию с обязательством ее использования при формировании личного кабинета мигранта на портале Госуслуг, а также при пользовании иными социальными услугами.
- Внедрить правовой механизм, направленный на невозможность организации массовой регистрации мигрантов в «резиновых квартирах» (установление нормы площади жилого помещения из расчета на одного человека, при соблюдении которых допускается регистрация в жилом помещении).
Подробнее об этом читайте в интервью Председателя СК России А.И. Бастрыкина «Российской газете» в 22:00 мск