Бюджет на 2023 год и плановый период 2024–2025 годов разрабатывался в сложных условиях. Несмотря на это российская экономика показала достаточную степень устойчивости и способность адаптироваться к новым вызовам. Об этом на пленарном заседании Совета Федерации рассказала заместитель Председателя Счетной палаты Галина Изотова.

Галина Изотова отметила, что бюджет был сформирован на основании базового варианта макроэкономического прогноза, который предполагает снижение экономики на 0,8% в 2023 году с последующим выходом на траекторию роста в размере 2,6% в год.

Прогноз предусматривает изменение инфляции до 5,5% в следующем году и сохранение ее на целевом уровне 4% уже начиная с 2024 года, – рассказала Галина Изотова. – По нашему мнению, это умеренно оптимистические оценки».

Общий объем расходов на 2023–2025 годы сформирован в объеме 29 трлн рублей ежегодно с учетом скорректированного бюджетного правила. В новом виде бюджетное правило предлагает зафиксировать объем базовых нефтегазовых доходов в 2023–2025 годах на уровне 8 трлн рублей в год. 

Смягчение бюджетного правила позволит направить доходы в экономику России, что сейчас является главной необходимостью для страны», – считает Галина Изотова.

В 2023–2025 годах планируется реализация 50 госпрограмм. С учетом поправок, принятых Государственной Думой по открытой части, в 2023 году бюджетом предусматриваются ассигнования на реализацию 49 госпрограмм в размере 17,97 трлн рублей. На следующий год наибольшее увеличение расходов по сравнению с предыдущим бюджетным циклом предусмотрено по следующим госпрограммам: «Социальная поддержка граждан» (30,3%), «Развитие здравоохранения» (22,2%), «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (16,6%).

Межбюджетные трансферты в соответствии с поправками увеличены в 2023 году на 41,7 млрд рублей. Уже сейчас на 2023 год распределено 96,6% межбюджетных трансфертов. Общая сумма трансфертов составляет в бюджете 3,2 трлн рублей.

В прошлом году Счетная палата уже обращала внимание, что субъектам нужно больше несвязанных финансовых ресурсов. К сожалению, в 2023–2024 годах доля целевых межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов и муниципальным образованиям все же сохранится на высоком уровне. Дотации на выравнивание сохраняются и постепенно растут: 822 млрд рублей они составят в 2023 году и 893 млрд рублей в 2025 году.

Эффективным инструментом увеличения ресурсов регионов могла бы стать передача на федеральный уровень части полномочий, например, по уплате страховых взносов на ОМС за неработающее население. Прирост данных расходов у субъектов РФ составит за три года 196 млрд рублей», – отметила зампред Счетной палаты.

В ходе выступления Галина Изотова подчеркнула, что бюджет остается социально-ориентированным. Так, расходы бюджетной системы на здравоохранение в 2023 году превысят значения 2022 года на 5,1%, в 2025 году – почти на 15%. Если сравнивать этот рост с показателями 2019 года, он составит 63,6% в 2023 году. Кроме того, важным фактором по предотвращению роста бедности в условиях кризиса стали адресные меры поддержки семей с детьми. Всего на 2023 год по этому направлению планируется поддержка в объеме 1,9 трлн рублей. Принципиально важно, что этот механизм поддержки возьмет на себя значительную нагрузку в кризисных условиях.

В целом мы отмечаем, что бюджет учитывает задачи, которые сегодня стоят перед нашей страной. Несмотря на беспрецедентные вызовы и санкционное давление, он сохраняет свою социальную направленность», — резюмировала Галина Изотова.