С началом массированных ракетных ударов ВС РФ по энергетической инфраструктуре на Украине начались проблемы с перевозкой военных грузов: причиной стали перебои с электроэнергией, осложняющие эксплуатацию электровозов. Власти уже пообещали решить проблему за счет более активного использования тепловозов.

Но насколько эти планы реалистичны? Для этого необходимо проанализировать состояние отрасли и железнодорожных перевозок в стране.

В 2018 году украинский парк тягового состава включал:

  • 1628 магистральных электровозов,
  • 680 магистральных тепловозов,
  • 1258 маневровых тепловозов.

Все они не были новыми и в разной степени требовали ремонта.

На начало СВО Украина владела всего около 250 исправных магистральных тепловозов, которые вдобавок были сильно изношены. Сейчас их стало еще меньше: в ходе боевых действий украинские железнодорожники лишились тепловозов в Попасной, Николаеве и Пологах.

Общий спад экономики страны и снижение грузоперевозок, высвободили значительную часть тепловозов под военные нужды. Но даже их все равно не хватает для одновременного обеспечения ВСУ, поставок топлива и транспортировки зерна.

Ситуацию усугубляет необходимость использовать тепловозы для внутренних пассажирских рейсов. Это вызвано остановками магистральных электровозов на маршрутах из-за исчезновения напряжения в сети после ракетных ударов.

При продолжении систематического огневого воздействия единая украинская энергосистема может развалиться, что фактически сделает использование электровозов невозможным. В этом случае власти будут вынуждены полностью остановить пассажирское сообщение и применять тепловозы исключительно для обеспечения фронта.

Вот только даже такие вынужденные меры не смогут полностью исправить ситуацию из-за других серьезных проблем:

Перевод военных поставок на тепловозы сильно снизит темпы и объемы доставки грузов к линии фронта из-за их меньшей средней мощности в сравнении с электровозами. Также обострится проблема дефицита дизельного топлива.

На украинских железных дорогах, в основном, используются тепловозы 2ТЭ-116, 2ТЭ10м и 2ТЭ10у, которые выпускались на Луганском тепловозостроительном заводе. С началом СВО киевские власти лишились возможности получать оригинальные детали даже по ранее действовавшим «серым» схемам.

Отсутствие стабильного электроснабжения скажется на работе всей железнодорожной инфраструктуры: не будут действовать автоблокировка, локомотивная сигнализация и стрелочные переводы. Возникнут также сложности с ремонтом локомотивов.

На текущий момент энергосистеме Украины пока не нанесен критический урон, который вынудит власти полностью перевести поставки военных грузов на тепловозы. Но этот момент в любом случае настанет при продолжении ракетных атак и вызванного ими накопительного эффекта.

И это действительно серьезно осложнит логистику ВСУ.

ТК Рыбарь @rybar