В Музее Гаража особого назначения открылась выставка «Борьба за скорость», где представлено более 500 редчайших предметов истории советского гоночного автоспорта.

Экспонаты Музея Гараж Особого назначения на ВДНХ в г. Москве

Советский гоночный автоспорт – уникальное явление, объединяющее любителей больших скоростей, способных расти и развиваться в условиях железного занавеса вдали от зарубежных гоночных трасс. История советского гоночного спорта началась в 20-е годы прошлого столетия, когда на территории РСФСР состоялись первые автогонки. Среди участников были в основном гоночные автомобили иностранного производства, кроме нескольких Руссо-Балтов.

В 1923 году был сконструирован первый аэромобиль под названием «Арбес- ЦАГИ (конструкторы А.А.Архангельский и Б.С.Стечкин, Центральный аэродинамический институт в Москве). В 1937 — гоночный автомобиль ГАЗ-А ЦАКС (Автомобильная лаборатория Центрального автомотоклуба в Москве), развивавший скорость до 130 км./ч. Однако на гонках он проиграл автомобилям самодеятельных конструкторов. В 1938 году начались работы по созданию сразу 3 моделей гоночных автомобилей – ОКБ-1, ОКБ-2 и ОКБ-3. Однако через несколько месяцев работы были прекращены и бюро ликвидированы. Гоночные автомобили среди первых лиц государства были признаны ненужной забавой.

Концепт скоростной автомашины ОКБ-2, способной развивать скорость до 350 км/ч

В послевоенном 1946 году был выпущен гоночный автомобиль «Звезда», чей рекорд составил 159 км/ч, а конструктором был Александр Иванович Пельтцер, брат любимой многими актрисы Татьяны Пельтцер. В 1947 году Бюро гоночных автомобилей ЦКБ Главмотовелопрома выпустило автомобиль «Пионер», который прошел ходовые испытания, но до рекордных заездов не дошел. В 1951 году «Шахтер», единственный специально сконструированный рекордный автомобиль в классе до 1200 куб.см., поставил 5 всесоюзных рекордов скорости на дистанции 1, 5, 50 и 100 км со стартом с хода и с места. Этого ни до, ни после не удавалось ни одному советскому гонщику. Максимальная скорость на дистанции 50 км составила 132 км/ч со стартом с места.

Советская автомобильная промышленность не выпускала спортивные машины, поэтому желающие стать гонщиками должны были сделать их сами. Этим занимались в основном таксомоторные парки, многие водители которых принимали участие в гонках, а также различные клубы и сообщества. Чаще всего использовались списанные Победы, большинство гоночных машин даже не получали собственного имени, а в протоколах соревнований значились как АСК – автомобиль самодеятельной конструкции. Почти все они не сохранились и остались только на фотографиях.

Первым и единственным в Советском союзе предприятием, освоившим выпуск серийных автомобилей, был Таллинский опытный авторемонтный завод. Первый автомобиль «Эстония -1» появился в 1958 году, последний «Эстония-26-9» в единственном экземпляре сошел с конвейера в 2000 году.

Единственный экземпляр гоночного автомобиля Эстония -3, сохранившийся до наших дней и отреставрированный в Мастерской Шаманского

Коллекция советских гоночных автомобилей представлена «Реставрационной Мастерской Евгения Шаманского». Эта мастерская с 1995 года занимается восстановлением редких экземпляров советского автопрома, найденных в закоулках нашей необъятной Родины. В Мастерской профессиональный коллектив грамотных мастеров, восстанавливающих военную, хозяйственную технику, детские автомобили, а также гоночные автомобили. В планах Евгения Шаманского, основавшего Мастерскую для реализации своей детской любви к технике – создание единого музейного комплекса на несколько тысяч квадратных метров, где будут собраны все раритеты, прошедшие через Мастерскую.

На выставке нам удалось побеседовать с Игорем Ермилиным, главным конструктором суперкара Marussia и автором прототипа автомобиля Феникс. Игорь Васильевич имеет глубокие теоретические знания и большой профессиональный опыт гоночном автомобилестроении, занимал пост советника президента Российской автомобильной федерации, курировал постройку трассы для Формулы-1 в Сочи, разрабатывал автомобили для российского автомобильного спорта.

МАДИ-0620, 1984 год, детище Игоря Васильевича Ермилина

Игорь Васильевич рассказал, что в СССР проводился национальный чемпионат «Формула 1» с 1960 по 1976 годы. В 1977 году «Формула 1» пропала из национальной классификации и больше не возвращалась. С 1965 года СССР также участвовал в Кубке Дружбы социалистических стран по кольцевым автогонкам.

С распадом Советского Союза много изменилось, в частности стали недоступны гоночные трассы республик, вышедших из состава СССР. Однако в последнее десятилетие Россия существенно продвинулась в этом вопросе и на данные момент мы имеем достаточно хорошие гоночные трассы Moscow Raceway, NRING Нижний Новгород, Трасса Мячково Москва, Red Ring Красноярск, Игора Драйв Санкт-Петербург, Сочи Автодром, Смоленское кольцо, Автодром КазаньРинг Каньон.

На сегодняшний день гоночные автомобили в России выпускаются на базе АвтоВАЗа, спортивное подразделение было основано в 1971 году и носит название ЛАДА Спорт. Предприятие занимается производством спортивных машин для участия в соревнованиях, а также мелкосерийным производством эксклюзивных версий серийных моделей, предназначенных для дорог общего пользования.

Один из уникальных гоночных болидов, воссозданных в Мастерской Евгения Шаманского

К слову сказать, Marrusia имеет все шансы на второе рождение. Игорь Ермилин вместе со своими студентами из Московского Политеха восстановили и усовершенствовали одну из версий «Маруси», в июле 2022 года обновленную «Марусю» выпустили на Moscow Raceway для первых тестов. В Московском политехническом университете, флагмане проектного обучения, действует Центр развития инжиниринга, где студенты имеют возможность участвовать в разработке перспективных проектов по созданию электромобилей, электромотоциклов и других современных машин и механизмов.

Автомобилестроение в целом и автомобильные гонки как стимул развития здоровой конкуренции производителей и спортсменов – хороший тренд для подрастающего поколения, при условии разумного подхода, безопасности и экологичности в организации мероприятий.

Справка:

Гараж особого назначения Федеральной службы охраны Российской Федерации в 2021 году отметил столетний юбилей. К этому событию состоялось открытие многофункционального музейно-выставочного комплекса «Музей Гаража особого назначения» в двух павильонах на территории ВДНХ. Этот Музей стал главным хранителем истории легендарного подразделения и центром изучения автомобилестроения.

«Руссо-Балт» — марка автомобиля, выпускавшегося на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге, предприятии Российской империи, основанном в 1908 году. Предприятие выпускало сначала вагоны, далее трамваи, автомобили и самолёты. В 1916 году руководство купило у наследников купца Павла Шелапутина для эвакуированного завода подмосковное поместье Покровское-Фили и в 1917 года он был запущен под названием «Второй автомобильный завод Руссо-Балт». В 1918 году завод был национализирован и переименован в Первый государственный бронетанковый завод. В 1922 году было выпущено несколько автомобилей «Промбронь, после чего производство автомобилей было прекращено и завод полностью переориентировался на выпуск самолетов.

Елена Алексеева, специально для «Глас Народа»