Правительство России на заседании 26 ноября утвердило Транспортную стратегию РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Ранее, 19 октября, разработанная Минтрансом России Стратегия была одобрена на заседании Президиума Государственного совета под председательством Президента России Владимира Путина.

Как подчеркнул председатель правительства РФ Михаил Мишустин, Стратегия в полной мере учитывает все поставленные Президентом России задачи по ускорению социально-экономического развития страны и достижению национальных целей. «Приоритет государства – повышение качества жизни граждан. Для этого будем активно развивать городской и пригородный пассажирский транспорт, чтобы люди как можно меньше времени тратили на дорогу домой или на работу, а поездки были комфортными и безопасными», – сказал глава правительства.

Он также отметил важность обеспечения высокой связанности и транспортной доступности всей территории страны, в том числе Арктической зоны и Дальнего Востока. Соответствующее поручение было дано главой государства. «Мы заложили в стратегию соответствующие ориентиры на десятилетний период, чтобы дорога «от двери до двери» между любыми двумя крупными городами не превышала 12 часов. Это также позволит поддержать и внутренний туризм, – сообщил Михаил Мишустин. – Для этого будет сформирована современная опорная транспортная сеть через всю страну, а также будет ускоренно обновляться инфраструктура и транспортный парк, прежде всего за счёт отечественных моделей. Будут построены высокоскоростные магистрали для автомобильного и железнодорожного транспорта. Предстоит и масштабное обновление аэродромной инфраструктуры, которое затронет свыше 100 аэропортов. Кроме того, перейдём к более активному использованию внутренних водных путей».

Как отметил в своем выступлении министр транспорта Виталий Савельев, работа над документом велась параллельно с разработкой инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. «Мы использовали полученные в ходе стратегических сессий опыт и данные при написании Стратегии и формировании образа будущего отрасли», – подчеркнул Виталий Савельев.

В Стратегии учтены важнейшие мировые тренды, включая декарбонизацию и «зелёный» транспорт, а также переход на новые источники энергии. Впервые выделен блок по цифровой трансформации в качестве важнейшего инструмента достижения целей. «Цифровизация позволит достичь снижения издержек и роста производительности труда минимум в 2 раза в транспортной отрасли», – уточнил глава Минтранса.

Также разработаны критерии отнесения объектов инфраструктуры к Единой опорной транспортной сети на всех видах транспорта для создания мультимодальной синергии. Целью развития Единой сети является достижение нормативного состояния для 85 % сети к 2035 году и устранение узких мест.

Одной из главных задач Стратегии является рост мобильности населения на 80 % за счет мер поддержки со стороны государства, развития низкобюджетных перевозок, и ряда других инструментов. «Благодаря развитию инфраструктуры и сопутствующим мерам мы сможем ускорить перемещение грузов в транспортной системе страны. В рамках Стратегии к 2035 году прогнозируется четырехкратный рост скорости перемещения несырьевых грузов ‒ до 1000 км/сутки – с использованием контейнерных поездов», – отметил министр.

В соответствии с поручением Президента РФ следующим шагом станет разработка плана реализации Стратегии и Генеральной схемы развития Единой опорной транспортной сети. Для обоснования направлений развития инфраструктуры совместно с Минэкономразвития России и научными организациями начата разработка транспортно-экономического баланса «Пандемия коронавируса продемонстрировала, что цепочки поставок и транспортная система должны уметь адаптироваться к меняющейся конъюнктуре рынков. Поэтому Стратегия будет актуализироваться на регулярной основе», ‒ подчеркнул Виталий Савельев.

Досье:

В результате воплощения целевых показателей Стратегии, к 2035 году планируется достигнуть следующих прогнозных результатов в целом по транспортному комплексу:

  • ускорение перемещений несырьевых грузов в четыре раза – до тысячи километров в сутки, и это должно быть достигнуто в первую очередь за счёт контейнерных поездов, электронных документов и беспилотников;
  • развитие и поддержание в нормативном состоянии инфраструктуры.

В связи с введением понятия Единой опорной транспортной сети в стратегию заложена сквозная идея поддержания основных фондов транспортного комплекса в нормативном состоянии.

Конкретно для Единой опорной транспортной сети, куда входят как федеральные, так и некоторые региональные дороги, будет обеспечено] нормативное состояние до 85 процентов для всех в совокупности дорог сети к 2035 году.

Доля документов для перевозок, оформляемых в электронном виде, должна вырасти до 100 процентов.

Увеличение провозной способности железнодорожных участков в экспортном направлении запланировано до 327 миллионов тонн в зависимости от сценария развития. Имеется ввиду совокупность проектов КПМИ [Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры], подходов к портам северо-запада, Азово-Черноморского бассейна, Восточного полигона..

При разработке Стратегии сформирована прогнозная модель – прообраз транспортно-экономического баланса, который призван уточнить оптимальную структуру перевозок в отечественной экономике. Модель демонстрирует наибольшую эффективность железнодорожного и внутреннего водного транспорта в части грузоперевозок.

В результате осуществления комплекса мероприятий предполагается нарастить долю внутреннего водного транспорта в совокупном грузообороте в два раза. Мировая практика и опыт СССР показывают существенные перспективы использования внутренних водных путей, экологического и эффективного водного транспорта. В рамках стратегии планируется обеспечить рост перевозок внутренним водным транспортом в Российской Федерации на 4,5 процента ежегодно: со 108 миллионов тонн в 2019 году до 222 миллионов тонн, или до 2,6 процента от объёма перевозок без учёта трубопроводного транспорта.

Важной частью Стратегии являются заложенные в нем принципы развития Единой опорной транспортной сети, учитывающие то, что разные виды транспорта развиваются с различной динамикой и необходимы методы оценки сбалансированности их развития в составе ЕОТС с целью приоритизации наиболее экономически, экологически, социально значимых транспортных связей. Минтрансом выработаны критерии по отнесению тех или иных объектов транспортной инфраструктуры к составу соответствующих сетей.

Целью развития единой сети является достижение нормативного состояния для 85 процентов сети к 2035 году и устранение в ней «узких мест».

Для грузовладельцев будут созданы условия для повышения скорости доставки товаров, её точности. Совокупность мер развития позволит нарастить в шесть раз контейнерный транзит через территорию России. За счёт развития внутренних водных путей сократить себестоимость перевозки для грузоотправителей, тяготеющих к Единой глубоководной системе европейской части России.