Однако, как отметила Председатель Счетной Палаты, сегодня видны благоприятные изменения внешнеэкономической конъюнктуры, особенно в сравнении с началом 2016 г. Если эта тенденция сохранятся в 2017 г., то тогда станет актуальным подготовленный Правительством вариант прогноза «базовый+». Он разработан, исходя из предположения о постепенном росте цены на нефть от $48 за баррель в 2017 г. до $55 за баррель в 2019 г. При этом темп роста ВВП прогнозируется на уровне от 1,1% в 2017 г. до 2,4% в 2019 г.

По словам Татьяны Голиковой, несмотря на такие возможные темпы прироста, остаются риски невыполнения поставленной Президентом задачи опережения среднемировых темпов прироста экономики в 2019-2020 гг. и доведения темпов роста производительности труда до 5% в год. По мнению Председателя Счетной палаты, во избежание этого необходимо изменить подходы к формированию системы мер, предусматривающих концентрацию финансовых ресурсов на наиболее важных направлениях расходов для активации роста экономики, проведение структурных реформ и вовлечение собственных средств предприятий в модернизацию производства.

«Одним из значимых недостатков прогноза, по мнению Счетной палаты, было отсутствие оценки влияния результатов антикризисных планов Правительства, реализовавшихся в 2015-2016 гг. и планируемых 11 приоритетных проектов на показатели социально-экономического развития страны», — подчеркнула Татьяна Голикова.

По ее словам, при рассмотрении бюджета во 2-м чтении на конкретные направления приоритетных проектов в 2017 г. было перераспределено 176,9 млрд руб. Предполагается, что в реализации приоритетных проектов будут участвовать регионы России. Однако в явном виде в приложении к закону о бюджете прописано не все. «Приложение «Перечень приоритетных направлений, по которым осуществляется софинансирование расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований за счет средств федерального бюджета» появилось в законе о бюджете впервые. Но, к сожалению, оно является простым перечислением названий межбюджетных трансфертов, которые планируется направить в бюджеты регионов, и плохо корреспондируется с нашими ожиданиями по кардинальному улучшению показателей социально-экономического развития. Очевидно, что администрировать такую систему приоритетов очень сложно», — заметила Татьяна Голикова. Кроме того, она подчеркнула, что в перечне отсутствует какая-либо систематизация и непонятно, какими показателями результативности должны руководствоваться регионы — в целом по развитию отрасли или по её отдельным элементам. Также начиная с 2017 г. дотационные регионы должны подписывать соглашения с Минфином о достижении конкретных показателей социально-экономического развития, которые отличаются от приоритетов, заложенных в бюджете. «Таким образом, мы создали сложную и плохо администрируемую систему региональных приоритетов. Считаем, что на это должно быть обращено особое внимание Правительства», — подчеркнула Татьяна Голикова.

Касаясь темы межбюджетных трансфертов, Татьяна Голикова отметила, что федеральным бюджетом на 2017 г. предусматривается 65 субсидий на сумму 414,5 млрд руб, на 2018 г. 59 – на сумму 366,2 млрд руб., на 2019 г. 55 – на сумму 334,2 млрд руб. При этом приложениями не распределена по регионам на 2017 г. 21 субсидия, на 2018 г. – 35 субсидий, на 2019 – 32 субсидии. Наибольшее количество нераспределенных субсидий на 2017 г. сложилось у Минсельхоза, Минобрнауки и Минстроя.

«Законом устанавливается, что Правительство должно распределить нераспределенные субсидии (за исключением идущих на возмещение расходов) до 1 февраля 2017 г. Если это не будет реализовано, то в силу вступает норма Бюджетного кодекса, направляющая нераспределённые средства в резервный фонд Правительства. Аналогичная жёсткая форма в Бюджетном кодексе записана и в отношении дотаций. Если до 1 марта 2017 г. с регионами не будут подписаны соглашения, то дотации также будут пополнять резервный фонд», — подчеркнула Татьяна Голикова.

Она также отдельно остановилась на ситуации с исполнением за 11 месяцев отдельных субсидий. По словам Голиковой, по 17 субсидиям из предусмотренных 99 исполнение составило менее 50%, по 4 субсидиям перечисление бюджетных ассигнований не осуществлялось. «Таким образом, требуется очень серьёзная работа, как со стороны министерств, так и регионов, чтобы исполнить все эти нормы и не подвергнуть риску исполнение обязательств бюджетов», — резюмировала Председатель Счетной палаты.