Налоговый потенциал дотационных регионов используется не в полном объеме. К такому выводу пришла Счетная палата по итогам анализа ситуации на примере 12 субъектов России и указала на резервы, которые можно задействовать для увеличения налоговых доходов. Один из них — налог на имущество организаций. По мнению контрольного ведомства, ставка по нему для юридических лиц должна рассчитываться исходя из кадастровой стоимости по всем объектам имущества, а не выборочно.

Сейчас действуют неравные условия определения налоговой базы на одинаковые виды недвижимого имущества в зависимости от их принадлежности (организации или физическому лицу, включая индивидуального предпринимателя). Это приводит к нарушению принципа справедливого налогообложения. Общие потери по налогу на имущество организаций составляют порядка 192,3 млрд рублей в год. По рассмотренным регионам сумма достигает 4,2 млрд рублей», – заявил на Коллегии аудитор Андрей Батуркин.

Еще одним источником доходов может стать привлечение к налогообложению участников долевой собственности на земельные участки, доля которых выражена в гектарах или так называемых балло-гектарах.

Андрей Батуркин:

Это могло бы существенно помочь регионам. Из-за того, что в действующих нормативных правовых актах этот вопрос не решен, сумма выпадающих доходов в целом по Российской Федерации составляет 576,7 млн рублей ежегодно».

Счетная палата предлагает законодательно урегулировать указанные вопросы.

Также повышению налоговых поступлений будет способствовать своевременное проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

Только в двух из двенадцати исследуемых субъектов государственная кадастровая оценка была проведена без нарушения сроков. Выпадающие доходы консолидированных бюджетов по четырем регионам составили более одного миллиарда рублей. При этом ответственность за несвоевременное проведение кадастровой оценки действующими нормативными правовыми актами не предусмотрена. Поэтому мы рекомендовали Правительству подготовить предложения по установлению административной ответственности уполномоченных должностных лиц регионов», – озвучил рекомендацию аудитор.

Разрешения требует и ситуация с неформальной занятостью и безработицей. Счетная палата сопоставила данные в целом по стране (без учета 12 регионов-объектов анализа) с информацией по рассмотренным регионам и увидела значительное расхождение в показателях. Так, уровень безработицы в подавляющем большинстве изученных СП субъектов в 2018 – 2019 годы оказался в 1,7-5,7 раза выше, чем в среднем по России. Тогда как на самозанятых приходится всего 1,1-13,7% от общего количества субъектов хозяйственной деятельности. При том, что общероссийское значение этого показателя на конец 2020 года составляет 18,8%.

У нас каждый пятый из всех субъектов хозяйственной деятельности сейчас самозанятый гражданин. По проанализированным субъектам ситуация иная. Там количество самозанятых по отношению к субъектам хоздеятельности в три раза ниже, что означает наличие определенного потенциала для выявления этой категории граждан. Вовлечение неформально занятых и безработных лиц в экономический оборот приведет к росту поступлений как по НДФЛ, так и по иным видам налогов (налогу на прибыль организаций, специальным налоговым режимам и налогу на профессиональный доход)», – подчеркнул Андрей Батуркин.

Также, по мнению Счетной палаты, есть резервы в части улучшения налогового администрирования и сверки информации об объектах недвижимости, которая содержится в базах данных ФНС и Росреестра. В 2020 году верификацию данных провели 8 из рассмотренных 12 объектов. По ее итогам в двух регионах были поставлены на учет около 2 тыс. земельных участков с общей кадастровой стоимостью 2,84 млрд руб.

При сопоставлении данных Росреестра и ФНС по земельным участкам во всех рассмотренных субъектах были установлены общие расхождения в данных о кадастровой стоимости. В четырех мы обнаружили расхождения примерно на 36% от общего количества земельных участков, которые были поставлены на кадастровый учет. Мы также предлагаем эти искажения исправить», – сказал аудитор.

На Коллегии присутствовал исполняющий обязанности директора Департамента межбюджетных отношений Минфина Вадим Васильев. Он с выводами Счетной палаты согласился: «Архиважная работа проведена, даны конкретные практические предложения по увеличению доходов регионов. У нас очень часто на разных площадках обсуждается вопрос бюджетной обеспеченности, но бюджетная обеспеченность сводится к тому, сколько субъектам посчитали дотаций. Хотя очевидно, что бюджетная обеспеченность – это, в первую очередь, сам субъект и его динамика».

Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ налогового потенциала консолидированных бюджетов отдельных дотационных регионов Российской Федерации, в том числе осуществление мероприятий по оценке эффективности налоговых расходов в 2018–2020 годах и истекшем периоде 2021 года»