Акцизы на табачную продукцию приносят в российскую казну около 3% всех доходов федерального бюджета. По итогам текущего года сумма этих поступлений составит порядка 710 млрд рублей.

По специфической ставке акциза на самый распространенный вид табачной продукции (сигареты и папиросы) с 2008 года наблюдалась тенденция к росту, превышающему динамику изменения индекса потребительских цен. Темп поступления акцизов всегда был ниже, но в целом следовал в русле тех изменений. В 2018-2019 годах динамика изменилась – мы наблюдали разнонаправленное движение. При росте ставки акцизов на табак произошло падение поступлений от акцизов на табачную продукцию», – сообщил на Коллегии аудитор Андрей Батуркин по итогам анализа установления и взимания акцизов на табачную продукцию в 2016 — I полугодии 2021 гг.

В проверяемый период было принято девять законов, которые в той или иной степени затрагивают вопрос обложения акцизами табачной и никотинсодержащей продукции. В финансово-экономическом обосновании, как выявило исследование, отсутствуют расчеты и ожидаемые оценки бюджетного эффекта от увеличения ставок акцизов на подакцизные товары, а также показатели снижения потребления такой продукции. «В связи с этим осуществить оценку бюджетного эффекта от принятых решений непосредственным сопоставлением фактических показателей с запланированными не представляется возможным», – констатировал Андрей Батуркин.

В ходе анализа Счетная палата обратила внимание и на то, что повышение ставок акцизов происходило неравномерно. Компании-производители табачной продукции на это реагировали сменой политики ценообразования, а также товарных позиций и объема реализуемой продукции. Так, с 2016 по 2020 год объем проданных сигарет и папирос сократился почти на 28%.

На сокращение показателя также повлияли отказ части населения от курения, переход на электронные сигареты и рост продаж нелегальной табачной продукции, с которой не поступает акциз в федеральный бюджет.

По оценке независимого международного агентства Kantar TNS Russia, доля нелегальных продаж выросла более чем в 10 раз и достигла 10,7% в 2021 году. Также рост, хотя и более скромный (до 7,5% в 2020 году), отметил другой независимый эксперт – компания Euromonitor Int, которая специализируется на изучении глобальных рынков и предоставляет услуги по стратегическим исследованиям индустрий, компаний, экономик и потребителей во всем мире. По оценкам Счетной палаты, с 2016 года потери бюджета из-за реализации нелегальной продукции составили 295,6 млрд рублей.

Основная причина роста нелегального оборота табачной продукции – значительное расхождение между ставками на сигареты в России со странами ЕАЭС. В 2021 году разница составляет от 39% до 50%.

Действенным инструментом борьбы с нелегальными продажами и «обелением» табачного рынка является система маркировки. Эта процедура стала обязательной с 1 июля 2020 года. Однако максимальный эффект от этой меры можно получить только при условии регистрации всех участников рынка и отражения операций в государственной информационной системе (оператор – ООО «Оператор-ЦРПТ»).

В прошлом году были промаркированы 11,1 млрд пачек сигарет. При этом с кодом «вышел из оборота», что означает реализованы в розничной продаже, вышло всего лишь 5,6 млрд штук. То есть всего половина от того, что было произведено табачниками. В I квартале 2021 года из розничного оборота вышло 61,5% промаркированных пачек. Это, – пояснил Андрей Батуркин, – свидетельствует о значительном количестве участников оборота, которые не подают сведения в государственную информационную систему маркировки товаров».

По мнению Счетной палаты, изменить ситуацию и вовлечь в систему маркировки больше участников табачного рынка поможет передача части доходов от акцизов на табак в консолидированные бюджеты регионов. «Сейчас у них нет заинтересованности бороться за легальность своих рынков, где продаются сигареты, потому что весь акциз поступает в федеральный бюджет», – пояснил аудитор.

С этим предложением согласились присутствовавшие на Коллегии первый заместитель председателя Комитета Совфеда по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин и врио директора Департамента системы цифровой маркировки и легализации оборота продукции Минпромторга Владислав Заславский. Они напомнили, что с 2017 года подобная схема применяется при распределении акциза на крепкий алкоголь и показывает хороший результат.