Российский государственный деятель, почетный член Петербургской АН (1893). Министр путей сообщений в 1892 году, финансов с 1892 года, председатель Кабинета министров с 1903 года, Совета Министров в 1905-1906 годах.

В 1870 г. окончил университет со степенью кандидата, а 1 мая того же года начал службу в управлении Одесской железной дороги. В течение полугода Витте стажировался на различных должностях службы эксплуатации.

В 1879г. Витте переехал на жительство в Петербург, где получил должность начальника эксплуатационного отдела при правлении Общества Юго-Западных железных дорог (в состав которого, помимо Одесской, входило ещё четыре дороги — Харьковско-Николаевская, Фастовская, Киево-Брестская и Брестско-Граевская). В это же время Витте стал одним из участников Барановской комиссии, созданной указом Александра II «для исследования железнодорожного дела в России» и участвовал в разработке проекта устава русских железных дорог.

30 августа 1892г. Витте был назначен на пост министра финансов, каковой занимал в течение 11 лет. Одиннадцать лет, в течение коих Витте стоял во главе Министерства, ознаменованы огромным увеличением бюджета, широким развитием государственного хозяйства и крупными реформами в области финансового законодательства. Общий баланс государственного бюджета за время Витте возрос на 114,5%. Среднее годовое возрастание бюджета за этот период — 10,5%. Насколько этот рост бюджета велик, можно судить по сравнению с предшествующим и последующим десятилетиями. С 1883 по 1892 год бюджет возрос на 24%, в среднем в год всего на 2,7%; с 1903 по 1912 год бюджет увеличился на 45%, то есть средний годовой прирост определился всего в 5%.
Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы 1897г. В результате Россия на период до 1914 г. получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока иностранных капиталов.

Летом 1905 г. С. Ю. Витте был направлен императором в США для заключения Портсмутского мирного договора с Японией. За успешное заключение мира ему было пожаловано графское достоинство. Поскольку то, что Японии, претендовавшей на весь Сахалин, перешла лишь его половина, было в том числе и его заслугой, Витте получил шутливое прозвище «граф Полусахалинский».

Сергей Юльевич Витте добился введения в России «золотого стандарта» (1897), способствовал притоку в Россию капиталов из-за рубежа, поощрял инвестиции в железнодорожное строительство (в том числе Великий Сибирский путь). Деятельность Витте привела к резкому ускорению темпов промышленного роста в Российской империи, за что его прозвали «дедушкой русской индустриализации».

С. Ю. Витте был противником начала войны с Японией и главным переговорщиком со стороны России при заключении Портсмутского мира. Витте являлся фактическим автором манифеста 17 октября 1905г., который предполагал начало трансформации России в конституционную монархию. Мало кто знает, что Сергей Юльевич Витте — автор многотомных мемуаров.

Сергей Юльевич Витте скончался 13 марта 1915 года в своем особняке в Петрограде и был похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.

Авторский телеграм-канал Эдуарда Басурина