Ответ официального представителя МИД России Марии Захаровой на вопрос МИА «Россия сегодня» (28 сентября 2024 года).

Вопрос: Просьба прокомментировать, что было сделано Западом для расследования причин подрывов 26 сентября 2022 г. газопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2». Какие выводы в данном контексте сделала российская сторона?

М.В.Захарова: Подрывы газопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2» являются вопиющим актом международного терроризма, который подпадает под ряд международных договоров, устанавливающих обязательства предотвращать такие акты, пресекать их, расследовать их совершение, привлекать виновных к ответственности и сотрудничать с другими государствами для достижения этих целей.

К сожалению, мы видим, что эти обязательства не выполняются, несмотря на многократные призывы Российской Федерации.

Швейцария, где зарегистрирована компания-оператор газопроводов, даже не пыталась расследовать данный теракт.

Прибрежные государства Дания и Швеция, в чьих исключительных экономических зонах были зафиксированы взрывы, быстро свернули свои расследования, не опубликовав никаких результатов. По их заявлению, результаты расследования были переданы Германии.

ФРГ, где находится конечная точка обоих газопроводов, до сих пор так и не сообщила мировому сообществу ни об одном позитивном результате расследования. Более того, разосланные недавно Берлином, по его утверждению, ордеры на арест подозреваемых не были исполнены, и в результате как минимум один подозреваемый, находившийся в Польше, по сообщению польской прокуратуры успел скрыться на территории Украины.

Премьер-министр Польши Д.Туск при этом беспардонно заявляет, что все обеспокоенные ходом расследования «должны умолкнуть».

Всё это говорит об одном: на Западе не заинтересованы проводить эффективное расследование теракта, несмотря на колоссальный ущерб, нанесённый подрывом газопроводов европейской экономике и экологии.

Российская Федерация многократно направляла вышеупомянутым странам запросы о правовой помощи с требованием оказания содействия в нашем собственном расследовании теракта. Все эти запросы были отклонены под надуманными предлогами или вовсе без объяснения причин. Такое поведение, безусловно, противоречит международно-правовым обязательствам данных государств.

В русле этой неконструктивной линии – отказ западников поддержать представленный Россией в марте 2023 г. проект резолюции Совета Безопасности ООН, который предусматривал проведение независимого международного расследования под эгидой Всемирной организации. Вследствие упорного сопротивления Вашингтона и его сателлитов наша востребованная инициатива не набрала необходимых девяти голосов «за». Затем – в октябре 2023 г. – американцы и компания беззастенчиво торпедировали российский проект заявления Председателя СБ ООН по этой теме.

В связи с этим Российская Федерация официально предъявила досудебные претензии Германии, Дании, Швеции и Швейцарии на основании Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г. и Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 года.

Сейчас идёт досудебная стадия урегулирования спора – обязательный этап, предусмотренный конвенциями. Если вопрос не будет решён на этой стадии, тогда Российская Федерация намерена перевести дело в судебную плоскость и обратиться в Международный Суд ООН в связи с нарушением указанными странами своих конвенционных обязательств.

На очереди и другие государства, которые могут иметь отношение к подрыву «Северных потоков». Попытки Запада «замести дело под ковёр» не пройдут. Напротив – лишь подтверждается причастность самих западников к этому преступлению. Называя себя поборниками международного права, они занимаются сокрытием улик и покрывательством истинных виновников.

Россия твёрдо намерена добиваться установления и привлечения к строжайшей ответственности всех исполнителей, организаторов и пособников теракта. Международное правосудие – не вотчина Запада, оно должно и будет работать в интересах всего мира, в том числе и, прежде всего, в борьбе с международным терроризмом.