Уважаемые депутаты!

Благодарю за приглашение выступить перед вами по сути непосредственно после объявления нового состава Государственной Думы VIII созыва.

Понимаю насколько депутатам важно знать, как принятые законы исполняются на практике, какое влияние они оказывают на обеспечение прав наших граждан.

Во всех этих процессах самое активное участие принимают прокуроры.

Одной из важнейших задач в текущем году было надзорное сопровождение проводимых в стране выборов. Мы взаимодействовали с Центральной избирательной комиссией, другими уполномоченными органами, все проверки проводили максимально открыто. Абсолютное большинство выявленных нарушений были оперативно пресечены и не ограничили свободное волеизъявление граждан.

Считаю, что этому во многом способствовало трехдневное голосование, внедрение в избирательный процесс современных технологий и, в частности, предусмотренной законом возможности проведения в 7 крупных регионах дистанционного голосования, в полной мере отвечающего принципам свободы и демократии.

Безусловно, прошедшие выборы стали главным политическим событием года, потребовавшим от всех государственных структур значительного сосредоточения сил.

Но все же они несопоставимы с теми усилиями государства, которые необходимы для преодоления опасного распространения пандемии коронавируса, ее негативного воздействия на экономику и социальную сферу.

Здесь у прокуроров широкое поле для реализации надзорных полномочий, в первую очередь в рамках правозащитной функции.


Каждый год к нам поступают миллионы обращений граждан, как правило имеющих острую социальную направленность (за 9 мес. 2021 г. поступило 3,7 млн.). При их разрешении стремимся к тому, чтобы ни одна просьба о помощи не осталась без внимания.

Десятки заявлений по наиболее значимым для граждан вопросам ежедневно докладываются мне лично. Проводимые по ним проверки вскрывают пласт нарушений, затрагивающих интересы большого числа граждан, порой всех жителей населенного пункта, работников крупных предприятий. Их фактическое устранение имеет для людей жизненно важное значение, воспринимается как торжество справедливости.

Находясь в этом зале не могу не отметить, большую роль в восстановлении нарушенных прав социально незащищенных категорий населения, которую играют обращения в их интересах депутатов Государственной Думы. Только за 9 месяцев текущего года их разрешено почти 14 тыс. и есть множество примеров реальной помощи людям. Так, после вмешательства прокурора по обращению депутата созданы условия для реализации прав

30 тыс. жителей Свердловской области на бесплатное подключение их домовладений к объектам газоснабжения.


В социальной сфере в числе наших бессменных приоритетов остаются соблюдение прав работников на своевременное и полное получение заработной платы, других гарантированных выплат, сохранение рабочих мест, обеспечение безопасных условий труда.

За неполный год нами выявлено и пресечено свыше 370 тысяч нарушений законодательства в данной области, в результате вмешательства прокуроров более 350 тысяч граждан получили ранее задержанные выплаты на сумму более 15 млрд рублей (в 2020 г. -24 млрд руб., 1 пол. 2021 г. – 10,3 млрд руб.).

Среди них значительное число медицинских работников. По актам прокурорского реагирования выплачены положенные им средства стимулирующего характера за работу по профилактике и лечению коронавирусной инфекции в размере 900 млн рублей (в 2020 г. – 2,6 млрд.руб.).


В целом при осуществлении надзора за исполнением законодательства о здравоохранении требовалось внимание по всему спектру проблем от функционирования ФАПов в сельской местности до оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

Пресечены многочисленные нарушения прав пациентов, связанные с несоблюдением сроков и порядка оказания им плановой и неотложной помощи, длительным неинформированием о результатах тестирования, бездействием уполномоченных органов по надлежащему оснащению больниц оборудованием, необходимым для эффективного лечения больных и спасения их жизни.

Во исполнение поручения Главы государства во взаимодействии с ФАС, ФСБ, МВД России и Росфинмониторингом продолжены проверки схем закупок лекарственных препаратов. В результате в трети регионов установлены факты картельных сговоров при поставках лекарств для больных онкологическими заболеваниями.

В Республике Карелия, Владимирской, Курской, Новгородской, Орловской областях и городе Севастополе прокурорами принимались жесткие меры в связи с несвоевременным обеспечением лекарствами инвалидов или полным отсутствием необходимых препаратов, что нередко было вызвано волокитой чиновников и нарушениями в ходе закупочных процедур.

И такие сигналы мы получаем ежедневно. Только за последнюю неделю даны поручения в регионы о проверке более 100 обращений льготников об отказах в предоставлении бесплатных лекарств, тест-полосок для больных диабетом, медицинских изделий и технических средств реабилитации.


Показателем уровня развития России как социального государства является соблюдение прав наименее защищенных категорий граждан: инвалидов, многодетных и малоимущих семей.

Их фактическая реализация, получение всех мер государственной социальной поддержки нами постоянно отслеживаются.

В текущем году устранялись нарушения, связанные с неполным и несвоевременным получением страховых и социальных пенсий по инвалидности, государственной помощи в виде набора определенных услуг, частичной компенсацией коммунальных расходов.

Традиционно особое внимание уделяется соблюдению прав несовершеннолетних. Законом им предоставлены гарантии, равные которым имеются далеко не во всех развитых странах мира. Однако, их исполнение не всегда надлежащим образом обеспечивается.

В связи с чем прокурорскими проверками охвачены все без исключения аспекты жизнедеятельности подростков.

К сожалению, до настоящего времени не искоренены нарушения жилищных прав детей-сирот. И мы много раз об этом говорили. Основных проблем здесь две – недостаток финансирования и фактическое отсутствие жилья, в том числе по причине неразвитой в ряде регионов строительной отрасли.

С мая текущего года полномочия по распределению субсидий на приобретение квартир таким лицам переданы Минстрою. Полагаю, что ведомству целесообразно проанализировать реальные потребности и возможности для возведения социального жилья, в первую очередь в дотационных и удаленных субъектах. Принять дополнительные меры по созданию условий жилищного строительства.

В свою очередь Генеральная прокуратура готова предоставить подробную информацию о результатах надзорной деятельности в данной сфере.

Кроме того, по нашей инициативе разработан законопроект о предоставлении детям-сиротам сертификатов на получение жилья, который проходит последние стадии согласования в Правительстве. Как только он поступит в Государственную Думу прошу рассмотреть его в первоочередном порядке.

Основным источником угроз для детей и подростков с точки зрения распространения негативной, опасной для их жизни информации остается Интернет. В свободном доступе находится большое количество материалов, способных побудить к насилию, конфликтам на социальной, национальной почве и иным противоправным действиям. Только в результате нашего вмешательства запрещен доступ к

27 тысячам таких ресурсов.

Нужны более решительные меры по преодолению отмеченных проблем. Как точно написал Лев Николаевич Толстой в своем величайшем произведении — «сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть».

О необходимости наращивания усилий в данной сфере мною проинформированы руководители МВД, Минобрнауки, Роскомнадзора. По нашей инициативе Росмолодежью разработан проект ведомственного правового акта об утверждении критериев оценки информации и материалов, необходимых для принятия решения об её отнесении к запрещённой. Это позволит оперативнее реагировать на подобные явления во внесудебном порядке.


Значительная работа проведена по поддержанию законности в сфере ЖКХ.

В первую очередь меры реагирования касались такой чувствительной для людей темы как установление тарифов на поставку потребителям коммунальных ресурсов. В Волгоградской, Саратовской областях и еще 15 регионах нами приняты меры к искоренению практики оказания предприятиями ЖКХ услуг по нерегулируемым ценам, неправомочному их утверждению органами местного самоуправления.

Повсеместно пресечены факты ненадлежащей организации органами власти и коммунальными службами надежного электро-, тепло- и газоснабжения населения, что существенно снизило риски возникновения аварий и ограничения поставок энергоресурсов.

Я уже не раз отмечал, что многие застарелые проблемы в отрасли могут быть решены посредством заключения и реализации концессионных соглашений. Итоги проведенных проверок показали, что вопреки основной идее модернизации объектов концессионеры зачастую используют государственное и муниципальное имущество без финансовых вложений в его содержание. Вскрыты случаи непринятия уполномоченными органами мер по вводу имущества в концессионный оборот.

С начала года прокурорами для устранения нарушений закона в данной области внесено 3 тысячи актов реагирования. Их результатом в том числе стало заключение 113 подобных соглашений в 20 регионах, привлечение в сферу ЖКХ более 3 млрд рублей новых частных инвестиций.

Для развития этой формы государственно-частного партнерства необходимо повысить ее привлекательность и доступность.

Между тем длительность процесса извлечения прибыли, ограниченного тарифным регулированием, высокий износ объектов водо- и теплоснабжения отрицательно сказывается на их передаче в концессию.

Сотни тысяч объектов по всей стране остаются в плачевном состоянии в эксплуатации государственных и муниципальных предприятий.

В сентябре я обратился в адрес Главы государства и Председателя Правительства с предложением поручить Минстрою России во взаимодействии с другими ведомствами проработать и ускорить согласование ранее подготовленных проектов постановлений Правительства о реконструкции посредством конкурентных процедур объектов ЖКХ, износ которых превысил 60%.


Другой актуальнейшей проблемой остаётся нарушение прав граждан-участников долевого строительства домов, многие из которых до сих под находятся в «замороженном» состоянии.

С начала года, принятые совместно с региональными органами государственной власти меры способствовали разрешению ситуации в отношении 387 проблемных объектов, восстановлению прав 35 тысяч дольщиков. Но это лишь 22 % от общего числа обманутых людей.

Прокурорами систематически организуются встречи с инициативными группами пострадавших, для участия в которых приглашаются губернаторы, региональные министры строительства. Такая форма взаимодействия показала свою эффективность. Например, в Новосибирской области по результатам одной из них издан региональный закон об увеличении с 600 млн до 1,5 млрд рублей размера бюджетных ассигнований на достройку объектов и выплату компенсаций.

В то же время защита этой категории граждан осложняется продолжительностью процедур строительства и ростом цен на материалы. Одним из способов преодоления инфляционных явлений могло бы стать использование жилищных сертификатов с индексируемой номинальной стоимостью.

Об этом мною доложено Главе государства, соответствующие инициативы направлены в Правительство. Вместе с тем, обращаюсь и к Вам, уважаемые депутаты, с предложением рассмотреть вопрос о разработке законопроекта, предусматривающего внедрение порядка выдачи обманутым дольщикам таких сертификатов. Подробное обоснование мы готовы представить и подключиться к работе.


Под моим личным контролем в текущем году продолжено надзорное сопровождение реализации национальных проектов. Налажен непрерывный обмен информацией с Федеральным казначейством, Счетной палатой и Росфинмониторингом. Ответственными руководителями Генеральной прокуратуры поддерживается прямой контакт с кураторами нацпроектов в Правительстве.

За 9 месяцев текущего года в этой сфере прокурорами выявлено 45 тысяч нарушений законов. Две основные беды – несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств и их незаконное расходование. По результатам надзорных проверок к административной и дисциплинарной ответственности привлечено

свыше 12 тысяч лиц, инициировано возбуждение

495 уголовных дел.

Вмешательство прокуроров способствовало завершению строительства и реконструкции более 150 социальных объектов, восстановлению прав многих семей, получивших необоснованные отказы в доступе к мерам государственной поддержки. И это я считаю самый главный результат.

Вместе с тем в связи с поручением Президента о выделении 45 млрд руб. на новую программу расселения жилья в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» необходимо безотлагательно сформировать целостную систему государственного учета жилищного фонда, включив в нее также дома, признанные аварийными на 1 января текущего года.


Под пристальным вниманием оставались и другие вопросы соблюдения законности в сфере экономики. Среди первостепенных задач –противодействие нарушениям в области ценообразования на продовольственные товары.

Мы не брали в расчет объективные факторы роста цен, сосредоточив внимание на явных нарушениях законов, проявлениях элементарной жадности у поставщиков, продавцов и посредников. Только в первом полугодии прокурорами выявлено более тысячи подобных нарушений.

В результате принятых мер во многих регионах цены на продукты питания снижены, предупрежден их необоснованный рост.

Пресечены факты завышения регулируемых предельных надбавок при поставках продуктов в районы Крайнего Севера.

Нередко причиной роста цен являлся картельный сговор. Например, подобные нарушения выявлены в Забайкальском крае, где его результатом стало завышение цен на хлеб, в Республике Тыва – на сахар и растительное масло, в Республике Алтай – на молочную продукцию. Разумеется, во всех этих случаях последовало принципиальное реагирование, виновные привлечены к ответственности.

Одновременно под контролем остаются вопросы качества и безопасности продуктов питания. В последнее время остро встала проблема распространения суррогатного алкоголя, приведшего к случаям массового отравления и гибели людей в целом ряде регионов страны. Ситуация требует ужесточения государственного контроля в данной сфере и принятия нормативного правового акта, обеспечивающего учет метанолосодержащих жидкостей с применением современных информационных систем.

Эффективная работа по пресечению нарушений во всех сферах экономики невозможна без возмещения причиненного государству ущерба. В активе прокуроров масса выигранных исков по возврату незаконно выведенного имущества, восстановлению контроля государства над стратегическими предприятиями, противодействию незаконным финансовым операциям.

Например, Арбитражным судом Республики Северная Осетия – Алания с учетом позиции прокурора предотвращена продажа Росимуществом находящихся под обеспечительными мерами активов оборонного предприятия.

В Алтайском крае в арбитражном суде пресечен факт вывода более 5 млн долларов США по сомнительной сделке в пользу иностранной компании. И таких примеров, как я уже говорил, много.

Не меньшее значение имеет работа по возмещению ущерба, причиненного актами коррупции. Всего по итогам 9 месяцев этого года прокурорами в суды направлено свыше 3 тыс. исков о взыскании 52 млрд рублей, из которых почти 35 млрд рублей по обращению в доход государства имущества, приобретенного чиновниками на неподтвержденные доходы.

Среди мер предупреждения коррупции особое место занимает проводимая прокурорами антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. Для повышения эффективности этой деятельности сейчас тестируется специальная программа с элементами искусственного интеллекта, разработанная нами в рамках продолжающихся мероприятий по цифровой трансформации ведомства.


В условиях ограничений, вызванных пандемией, особое внимание требуется для обеспечения прав предпринимателей.

В текущем году нами предупреждено более 7,5 тысяч незаконных внеплановых проверок бизнеса, ликвидирована задолженность по исполненным публичным контрактам в размере 27 млрд рублей, всего устранено свыше 158 тыс. нарушений законов (данные за 6 мес. 2021 г.).

Однако несмотря на принимаемые меры государственной поддержки количество малых и средних предприятий в стране ежегодно снижается (с 2018 года уже на 400 тысяч).

В этой связи мы инициировали продление моратория на проверки субъектов малого бизнеса до конца 2021 года. Всё бизнес-сообщество позитивно оценило принятие Государственной Думой разработанного с нашим участием нового закона о государственном и муниципальном контроле. Он предоставил предпринимателям дополнительную защиту от необоснованных проверок со стороны контролирующих структур под более пристальным надзором прокуратуры.

Только за первые два месяца действия закона нами отказано в согласовании почти половины

(47 %, 1099) от всех внесенных контролирующими органами предложений о проведении внеплановых проверок бизнеса (в первом полугодии – 6503, 33 %). С учётом обострения ситуации с распространением коронавируса считаю, что и этих мер недостаточно. Мною дано поручение прокурорам о продолжении работы по минимизации проверочных мероприятий.

Кроме того, очевидна необходимость введения административной ответственности за нарушение должностными лицами контролирующих органов требований нового закона, о чём мной проинформирован Президент России. По его поручению данная законодательная инициатива включена в проект нового кодекса об административных правонарушениях. Однако принятие этого акта процесс длительный и мы будем дополнительно обосновывать необходимость скорейшего включения данной нормы в действующий КоАП.


Государственная политика в области охраны окружающей среды нацелена на сохранение экологического и ресурсного потенциала страны, и вместе с тем призвана обеспечивать реализацию прав граждан на достойные условия жизни.

На прокуратуру, как надзорный орган, это возлагает особые задачи. В текущем году продолжались проверки исполнения законодательства о снабжении жителей качественной питьевой водой. В целях предотвращения загрязнения источников питьевого водоснабжения мерами реагирования в 40 регионах пресечены факты водопользования без разрешительных документов и сброса неочищенных стоков, а в 25 субъектах нарушения режимов охранных зон.

При выявлении случаев сверхнормативного загрязнения приняты меры к возмещению ущерба. Например, в Челябинске с металлургического предприятия взыскано 189 млн рублей вреда, причиненного систематическим загрязнением реки Миасс.

Повсеместно допускаются нарушения экологических и санитарных требований при сборе, размещении и утилизации отходов. Во многом они являются следствием ненадлежащей работы органов государственной власти, контролирующих и других специально уполномоченных структур.

В прошлом году Генеральной прокуратурой проверена деятельность компании «Российский экологический оператор». Результаты свидетельствуют как о неисполнении ею задач по формированию комплексной системы обращения с отходами, так и о грубых нарушениях при расходовании бюджетных средств. По итогам приняты необходимые меры реагирования, выявленные нарушения устраняются.

Считаю, что назрела необходимость упорядочить работу экспертных организаций, осуществляющих расчет ущерба окружающей среде, установив для них ответственность за действия по его занижению и недостоверные оценки. Целесообразно провести процедуру переаттестации таких экспертов, внести данные о них в единый государственный реестр. Это будет способствовать более полному возмещению вреда от экологических правонарушений.

Пренебрежительное отношение к природе во многих случаях стало первопричиной лесных пожаров, других катаклизмов, приведших к гибели людей, причинению многомиллиардного ущерба.

Только в текущем году площадь возгораний в лесах увеличилась на 9 %, огнем пройдено 10 млн. гектаров.

Тревогу вызывают негативные последствия от введения несколько лет назад так называемых «зон контроля», когда пожары не тушатся, а наблюдаются. На них пришлась половина всех сгоревших лесов (5,2 млн га). Причем параметры таких зон региональные комиссии по тушению вводят по своему собственному усмотрению.

Считаю необходимым четко закрепить в Лесном кодексе критерии и нормативы для «зон контроля».


Серьезной проблемой продолжают оставаться вопросы обеспечения безопасности на транспорте. В первую очередь, это касается авиаперевозок.

Причинами большинства авиационных происшествий по-прежнему являются недостаточная квалификация авиаперсонала, отсутствие дисциплины и ненадлежащее функционирование систем управления безопасностью полетов.

Многочисленные нарушения в ходе проведенной Генеральной прокуратурой проверки выявлены в организации авиаперелетов малой авиации. Повсеместно установлено отсутствие необходимой разрешительной документации. В Центральном и Северо-Западном транспортных регионах широко распространена практика коммерческого использования воздушных судов авиации общего назначения. При этом допускаются полеты в ночное время, передача пилотирования пассажирам. Этому в том числе способствуют пробелы в нормативной базе, поскольку прямая ответственность за подобные действия не установлена.

Недавняя трагедия в Татарстане, когда разбился самолет с парашютистами, погибли 16 человек, высветила системные недостатки в авиации ДОСААФ России. Проведенной по горячим следам проверкой установлен запредельный спектр нарушений от критического перегруза воздушного судна до фальсификации разрешительных и полетных документов.

В настоящее время военные прокуроры проводят соответствующие проверки во всех учреждениях ДОСААФ. Результаты будут мне доложены 15 декабря, а в следующем году мы организуем контрольные проверочные мероприятия.


Не буду подробно останавливаться на криминогенной ситуации, т.к. ее динамика существенно не изменилась. Вместе с тем тревожным фактором остается все более широкое использование для совершения преступлений современных технологий, включая криптовалюты и иные виртуальные активы. Во многом этому способствуют сохраняющиеся пробелы в правовом регулировании данной сферы. По-прежнему не определен статус онлайн-платформ, предоставляющих возможность анонимно покупать и продавать криптовалюту, не решен вопрос об отнесении виртуальных активов к имуществу для целей уголовного судопроизводства. Нами инициативно подготовлен соответствующий законопроект, буду признателен за его поддержку.

Возросли риски проникновения на территорию страны представителей течений террористической и экстремистской направленности, распространения их опасного влияния, в первую очередь, на молодежь.

В таких условиях совместно с ФСБ, МВД нами продолжены целевые мероприятия по нейтрализации соответствующих угроз, а также недопущению международного воздействия на внутриполитическую ситуацию в стране. По искам прокуроров в текущем году приняты решения о признании нежелательной деятельности 18 иностранных и международных неправительственных организаций.


Что касается нашего международного сотрудничества, то ограничения, связанные с пандемией коронавируса его не ослабили. Более того, есть поводы утверждать, что Генеральная прокуратура России стала площадкой для обсуждения самых острых трансграничных проблем.

Нами организованы и проведены такие крупные мероприятия как Конференция руководителей европейских прокуратур, Международной ассоциации прокуроров. Буквально месяц назад на исполкоме МАП подписано соглашение о постоянном статусе ее регионального представительства в Санкт-Петербурге.

Этот год ознаменован еще одним важным событием – включением в наши полномочия функции по представительству интересов страны в Европейском суде по правам человека. Это было вполне логичное решение, учитывая, что защита интересов общества и государства относится к числу задач прокуратуры, представляющей публичный интерес во всех видах судебного процесса внутри страны.

Благодаря разветвленной системе органов прокуратуры, широких надзорных полномочий, мы обеспечим оперативное истребование информации по делу, при возможности устранение нарушений до окончательного его рассмотрения судом, что, безусловно, будет способствовать повышению авторитета России на международном уровне, создаст дополнительные механизмы защиты прав граждан.


К сожалению, события текущего года показывают, что уголовно-исполнительную систему продолжает лихорадить. Об этом свидетельствует и практика прокурорского надзора. Только за 9 месяцев в учреждениях УИС выявлено свыше 103 тыс. нарушений закона.

Особое беспокойство вызывают грубые нарушения права граждан на личную безопасность. Факты насилия к ним допускались в пенитенциарных учреждениях Иркутской, Саратовской областей и других регионов.

Реализация принятых мер реагирования по всем этим фактам находится на моем личном контроле.


Уважаемые депутаты, безусловно, состояние законности во многом зависит от эффективного взаимодействия прокуратуры с иными государственными институтами, среди которых Государственная Дума занимает особое место.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить депутатов, лично Вас, Вячеслав Викторович, за поддержку наших инициатив и выразить готовность к дальнейшему и плодотворному сотрудничеству.

Благодарю за внимание!