В последнее время в Сети активно обсуждаются участившиеся случаи поджогов в торговых центрах, отделениях банков и почты, зданиях военкоматов, а также автомобилей сотрудников правоохранительных структур. В качестве организаторов этих диверсий выступили телефонные мошенники.

Откуда ведутся звонки?

При выяснении обстоятельств любого мошенничества в большинстве случаев тем или иным образом всплывает т.н. Украина, где за последние десятилетия развелось превеликое множество колл-центров — они есть практически в каждом городе, а их количество превышает 1,5 тысячи офисов.

Больше всего подобных учреждений в Днепропетровске, который уже окрестили столицей телефонного мошенничества. При этом официальных данных о численности операторов нет, но, исходя из масштабов работ, их количество уже исчисляется тысячами.

Как находили поджигателей?

Большая часть задержанных по обвинению в поджоге — студенты, пенсионеры и безработные. Однако в качестве поджигателей выступают и учителя, и многие другие достаточно образованные россияне.

Обрабатывают таких граждан через боты для знакомств, профили в соцсетях или телефонный разговор (чаще через WhatsApp) — в условиях «сливов» персональных данных достать номер с именем не составит труда, а вот их уже хватит для получения более пикантной информации о человеке.

Показательны и различные методики налаживания контакта с человеком, к каждой из которой у оператора прописан свой скрипт. Ниже представлены лишь некоторые из них:
Мошенники представляются консалтинговой компанией, которая содействует в получении страховых выплат, и предлагают подзаработать путем помощи их клиентам.
Сначала мошенники выманивают у своей жертвы денежные средства, а затем либо сами обещают их вернуть за поджог, либо звонят снова, но уже представляются сотрудником ФСБ, который предлагает отомстить «обманщикам»: они якобы находятся в том или ином здании — хотите их выманить, подожгите его, и вам ничего не будет.
После втирания в доверие к жертве ей предлагали исполнить свой «гражданский долг» — чтобы наказать неких плохих людей, нужно устроить провокацию.
Также нельзя исключать случаи и просто умелого психологического воздействия на доверчивых лиц, а также желание самих жертв подзаработать.

Какие объекты становились целью поджогов?

Всего с середины декабря зафиксировано 56 случаев поджогов, организаторами которых выступили телефонные мошенники, почти половина из них пришлась на банки. Также наиболее частыми целями диверсий стали автомобили правоохранителей, отделения почты и МВД, здания военкоматов, а также ТЦ.

Для организации возгорания использовались бытовая пиротехника, праздничные фейерверки и изготовленные из подручных средств зажигательные смеси. Несмотря на массовый характер, большинство пожаров достаточно оперативно ликвидировали.

Практически все объекты находились неподалеку от мест проживания поджигателей — особенно это касается пенсионеров, которые после завершения диверсий спокойно отправлялись в свою квартиру.

Как этому противостоять?

Большинство терактов зафиксировано в период с 20 по 23 декабря — и, судя по всему, были приурочены к состоявшимся днем ранее «Итогам года с Владимиром Путиным» и праздновавшемуся 20 декабря Дню сотрудника органов безопасности.

И ожидать, что противник не захочет вновь повторить их с такой же или большей интенсивность — не стоит. Для киевского режима это очередная возможность психологически воздействовать на население России с последующим сеянием паники.

А вот сопротивляться этому можно и нужно. И начать, в первую очередь, с блокировки WhatsApp, как одного из основных инструментов мошенников, и ограничения трафика с территории т.н. Украины, запретив все входящие звонки оттуда.

А также не забывать про информационное просвещение граждан/родственников, помогая им в освоении самых простых основ информационной безопасности и правил поведения в случае оказания давления.