Исполняющий обязанности ректора Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А., доктор исторических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации Сергей Юрьевич Наумов прокомментировал создание совета по повышению качества образования при Правительстве Саратовской области.

В настоящее время профессиональный рост компетенции школьного педагога стал одной из самых актуальных тем развития образования в нашей стране. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в условиях цифровизации возрастают требования к профессиональной подготовке специалистов для всех сфер трудовой деятельности.

Образование, его развитие, совершенствование — один из ключевых государственных приоритетов, важный для всего общества, подчеркнул Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин на прошедшем в августе 2021 года заседании Президиума Государственного Совета.

Качество образования должно быть на высоте во всех школах. «Главное — дать нашим детям фундаментальные знания по ключевым предметам и научить применять их в жизни, создавать условия для раскрытия их способностей, чтобы они как можно раньше определились с будущей профессией, помочь тем детям, которые по разным причинам испытывают трудности с обучением», — поставил задачу Президент. Дифференциация качества образования в России очень высока, особенно с 5-го по 9-й классы, констатировал он и призвал поддержать школы, которые пока не дотягивают до необходимого уровня, тщательно проанализировать причины.

Базовый принцип системы российского образования — справедливость — должен соблюдаться. То есть качественное образование должно быть доступным для каждого ребенка вне зависимости от того, где он живет, в какой школе учится — государственной или частной, городской или сельской.

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Николаевич Фальков (интервью газете «Коммерсант» от 25.08.2021 г.) отмечал, что «хороший университет сегодня должен выполнять три функции: эффективно передать накопленные знания студенту, производить принципиально новое знание и в идеале превращать знание в технологию, продукт или бизнес».

На сегодняшний день высшая школа успешно реализует эти функции, но нельзя не отметить существенное понижение уровня подготовки абитуриентов в последние годы. Выпускники, к сожалению, показывают, например, более низкие результаты ЕГЭ по физике и математике, то есть по профильным предметам, которые так необходимы для поступления в СГТУ.

И дело не в том, что будущие абитуриенты получают недостоверные баллы ЕГЭ, а речь идет о том, что общий уровень знаний по физике и математике не соответствует современным требованиям. В связи мы наблюдаем искусственное снижение спроса на направления подготовки, связанные с физическими и математическими науками.

А снижающийся уровень подготовки абитуриентов, к великому сожалению, во многом является следствием недостаточно высокого уровня квалификации педагогов-предметников, особенно, в сельских школах.

Ведь городские школьники имеют возможность обращаться к услугам репетиторов, а у сельских ребят такой возможности практически нет.

В этой связи хочу заметить, что повышение профессиональной квалификации сельских учителей должно осуществляться при поддержке вузов. Ввиду того, что сегодня у школ, особенно, сельских для этого не хватает кадровых и организационных ресурсов. Поэтому на помощь должно прийти сетевое взаимодействие с профильным вузом.

Безусловно, современным школам, в том числе сельским, нужно быть активными в части сотрудничества с вузами Саратовской области, стараться приобщать учащихся старших классов к работе над инновационными проектами, к созданию новых продуктов и технологий. Школы должны предоставлять школьнику максимум выбора, показывать ему различные пути развития.

В настоящее время руководство различных компаний понимает, что проблемы на рынке труда есть, и их решение кроется, в том числе и в ранней профориентации подрастающих кадров. Саратовский государственный технический университет готов помочь в разработке такого взаимодействия.