В преддверии Дня Героев Отечества вспоминаем беспримерное мужество летчика-балтийца, совершившего один из первых воздушных таранов в истории Великой Отечественной.
В летописи Великой Отечественной войны немало имен, чьи подвиги стали символом отваги и самопожертвования. Среди них — и имя уроженца саратовской земли, Владимира Александровича Михалёва. Его история — это история человека, для которого долг перед Родиной оказался выше инстинкта самосохранения.
Путь в небо
Владимир Михалёв родился в городе Ртищево. Как и многие молодые люди той поры, он грезил небом. В августе 1936 года по спецнабору ЦК ВЛКСМ его мечта сбылась: он был зачислен курсантом в Военно-морское авиационное училище имени И.В. Сталина в Ейске. Учеба давалась легко, и в 1938 году молодой пилот был направлен в истребительную авиацию Краснознамённого Балтийского флота. Именно здесь его и застала война.
Роковой день 18 июля 1941 года
Командир звена старший лейтенант Михалёв уже имел за плечами боевой опыт, когда 18 июля 1941 года получил задание патрулировать на своем И-153 переправу через реку Нарву. Внезапно поступил приказ: вылететь на перехват немецкого корректировщика Hs-126, «Хеншеля». Эти самолеты были «глазами» вражеской артиллерии, наводя огонь на наши позиции, и уничтожение такой цели было задачей первостепенной важности.
Михалёв немедленно устремился на перехват. Настигнув врага, он пошел в атаку. Заход, второй, третий… очереди из пулеметов прошивали фюзеляж «Хеншеля». Но вражеский самолет, несмотря на повреждения, продолжал лететь. И в этот критический момент у Михалёва кончились боеприпасы.
Перед ним был выбор: отступить и позволить корректировщику выполнить свою работу, стоившую жизни десяткам советских солдат, или пойти на отчаянный шаг. Выбор Михалёва был мгновенным и однозначным.
Железная воля и стальные нервы
Советский истребитель рванулся вперед. Расчет был точен и хладнокровен: винтом своего «чайки» Михалёв нанес удар по хвосту «Хеншеля». От страшного удара вражеский самолет лишился хвоста и беспорядочно понесся к земле. Его экипаж, успевший выброситься с парашютами, был взят в плен.
Но главное испытание для Михалёва только начиналось. Его собственный самолет был серьезно поврежден. С отрубленной частью крыла, погнутым винтом и болтающимся элероном, управление машиной стало нечеловечески трудной задачей. Проявив невероятное мастерство и хладнокровие, летчик сумел дотянуть до своего аэродрома и посадить израненный истребитель. По мнению некоторых историков, это был первый воздушный таран, совершенный летчиком-истребителем Балтийского флота в годы войны.
Заслуженная награда и фронтовой путь
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Владимиру Александровичу Михалёву было присвоено звание Героя Советского Союза.
Но на этом его война не закончилась. Всего за годы Великой Отечественной капитан Михалёв совершил 241 боевой вылет, провел 32 воздушных боя и лично сбил 8 самолетов противника.
Память, заслуживающая бессмертия
Подвиг Владимира Михалёва — это не просто страница из учебника истории. Это пример высочайшего профессионализма, несгибаемой воли и готовности к самопожертвованию во имя спасения товарищей и выполнения приказа. В его поступке — вся суть характера того поколения, которое ценой невероятных усилий отстояло свободу и независимость нашей Родины. И пока мы помним такие имена, как имя Владимира Михалёва, связь между поколениями не прервется, а уроки мужества и героизма не будут забыты.






