С момента передачи земель петербургской промзоны «Горская» из федеральной собственности в городскую местные власти несколько раз кардинально меняли свои взгляды на будущее этой территории. Сначала на берегу Финского залива хотели видеть спортивно-торговую зону, затем IT-кластер с легкой промышленностью, а теперь якобы опять спортивно-торгово-развлекательную. Такой подход губернатора Беглова вряд ли привлечет в город много инвесторов.

В 2019 году правительство Санкт-Петербурга, возглавляемое тогда только вступившим в должность исполняющего обязанности губернатора Александра Беглова, отказало в строительстве туристического развлекательного центра с яхт-клубом на месте бывшей промзоны «Горская». На этом месте по задумке чиновников нужно было построить нечто более подходящее для развития города и создания новых рабочих мест. Спустя 3 года Смольный отказывается от строительства на этом месте IT-кластера, совмещенного со складскими помещениями в формате Industrial Light.

Несмотря на то, что концепция рекультивации бывшей промзоны после завершения создавала бы как минимум 17,5 тыс. рабочих мест и предполагала миллиардные доходы в виде налогов в бюджеты всех уровней, от нее отказались. Теперь власти города опять хотят видеть на месте промзоны «Горская» яхт-клуб и торгово-развлекательный центр.

Современная история бывшей промзоны «Горская» началась в 2018 году, когда федеральные власти приняли решение о передачи территории на берегу Финского залива в собственность города Санкт-Петербурга. Промзона фактически была создана в конце XX века для строительства петербургской дамбы и затем долгие годы была, по сути, бесхозной – сама дамба полностью достроена в 2011 году, а промзона в поселке Лисий Нос перестала быть актуальной еще в начале нулевых годов.

Еще при губернаторстве Георгия Полтавченко комитет по развитию туризма заказал новую концепцию развития этой территории – чиновники хотели увидеть к 2025 году санатории, спа-центры, многоуровневый концертно-театральный зал, интерактивный музейно-выставочный комплекс, яхт-клуб, теннисные корты, велодорожки, дайвинг-центр и яхт -клуб. Причем такая концепция и правда была разработана московской компанией «Aurora Group» и по утверждению руководства фирмы под нее даже были найдены инвесторы, однако с приходом к власти нового градоначальника «Авроре» было отказано. Концепция изменилась. К тому же, некоторые идеи по возведению некого «города-сада» на месте бывшей промзоны показались сомнительными.

В 2021 году была разработана новая концепция в соответствии со всеми требованиями нового руководства Смольного. При этом за разработку отвечала уже не архитектурная фирма, а полноценный инвестор, готовый самостоятельно вложить средства в рекультивацию бывшей промзоны. Причем инвестор этот местный, из Петербурга – компания «Мегалайн». Так, парковая и туристическая зоны в новом проекте уже не занимали много территории – бывшую промзону хотели превратить в современный кластер для айтишников и петербургскую зону инноваций, вроде Иннополиса в Татарстане и Сколково в Москве. Смольный проект одобрил, в рамках ПМЭФ-2021 между комитетом по инвестициям и «Мегалайном» в присутствии губернатора Беглова было подписано соглашение о намерениях развития территории.

Спустя год, в 2022 году была представлена уже рабочая модель будущей промзоны – она была разработана по заказу «Мегалайна» в рамках международного архитектурно-дизайнерского конкурса. Причем каждый шаг инвесторов согласовывался с соответствующим комитетом в Смольном, в том числе и финансово-экономическое обоснование проекта, которое было представлено еще в середине 2021 года.

Изначально объем инвестиций составит порядка 60 млрд рублей. Проект можно начинать реализовать хоть завтра. У нас очень высокая степень проработки, в том числе уже выполнена оценка воздействия гидрометеорологических факторов, экологическая оценка территории, выполнен отчет по результатам изысканий шумового воздействия КАД и отчет о инженерно-геологических изысканиях. Мы готовы были к концу 2024 года ввести некоторые объекты в эксплуатацию, а в 2025 году уже провести торжественное открытие всей территории», — заявлял генеральный директор «Мегалайна» Геннадий Корупятник в одном из своих недавних интервью.

Однако в 2022 году губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов внезапно опять желает увидеть на месте бывшей промзоны яхт-клуб и торгово-развлекательный комплекс. Поэтому с петербургским инвестором «Мегалайном» за несколько дней до очередного ПМЭФ разрывают соглашение, а на форуме подписывают его с командором одного из множества яхт-клубов Северной столицы. Причем за этим соглашением стоит ПАО «Газпром» — именно его руководство попросило губернатора «пристроить» «Яхт-клуб Санкт-Петербурга» на территорию бывшей промзоны. Причем временно – пока не будет построен второй небоскреб госкорпорации. После этого яхтсмены смогут вернуться в порт базирования «Геркулес».

То есть за короткий отрезок времени «концепция» (если таковая вообще была) властей города несколько раз менялась на кардинально противоположную. Никакого стратегического планирования или хоть какой-нибудь проработки будущего города, все решения принимаются спонтанно и, как можно увидеть, могут сами себе противоречить – за три года Петербург, по сути, лишился двух проектов и как минимум одного большого инвестора. Непоследовательность подобных походов вряд ли когда-либо привлечет тех, кто завтра захочет вложить свои средства в экономику второго по величине города в России.