Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:

Добрый день, уважаемые коллеги! Хәйерле көн!

Начинаем очередное, шестое по счёту выездное заседание нашего Совета. На этот раз мы проводим его в Башкирской академии государственной службы и управления, поскольку сегодня анализируем организацию электронного обучения государственных гражданских и муниципальных служащих.

Обсудим также задачи по внедрению дистанционных технологий в подготовку и профессиональное развитие кадров в целом.

В этом году у нас есть определенные успехи, и об этом надо сказать.

В рейтинге информатизации регионов за один год мы поднялись с 31-го места в стране на седьмое. Всегда говорю о том, что присутствие в числе десяти лучших регионов страны – это значимый, хороший успех. Это связано с реализацией крупных проектов по информатизации в сфере образования, здравоохранения, транспорта, «Электронного Правительства», созданием на базе центров занятости населения, районных и городских библиотек Центров общественного доступа.

При подведении итогов Министерством связи и массовых коммуникаций России отмечены наши достижения в части перевода в электронную форму государственных услуг, развития дистанционного образования, внедрения ИТ-технологий в учебный процесс. Месяц назад проект республики «Современная цифровая образовательная среда» победил в федеральном конкурсе «ПРОФ-IT», в том числе благодаря представленной модели по электронному обучению государственных и муниципальных служащих.

В сентябре подписано трехстороннее Соглашение о сотрудничестве Госкомитета республики по информатизации с Союзом специалистов промышленной и экологической безопасности, а также Уфимским учебным центром «Башнефтехим» в части электронного обучения сотрудников промышленных предприятий на республиканском портале «Электронное образование». В этом году завершается разработка ещё 20 электронных курсов по направлениям нефтегазовой отрасли, промышленной безопасности и охраны труда.

Уважаемые коллеги!

Более трёх лет идёт внедрение в республике технологий электронного образования. Утверждена концепция и план работ, сформирована модель мониторинга и управления процессами. У нас значительно раньше, чем в других регионах, разработаны нормативная правовая база, методология, технологический инструментарий электронного образования. К сожалению, существенных практических результатов от этого мы до сих пор не получили.

В должной мере не ведётся работа по содержательному обеспечению электронного образования. До сих пор нет ни одной образовательной программы вуза или колледжа, которая была бы реализована в сетевой форме на республиканском портале «Электронное образование».

Сегодня около 200 тысяч его пользователей работают с разрозненными курсами по отдельным предметам. Нет единой системы, которая позволяла бы организовать обучение по выбранному профилю в электронной форме с получением соответствующего документа.

Министерству образования, образовательным организациям, предприятиям нужно активнее действовать в этом направлении. Конечно, нам надо строже мониторить исполнение поручений Совета, заслушивать отчёты о проделанной работе.

В соответствии со Стратегией развития информационного общества в России до 2030 года должен быть обеспечен охват электронными услугами всего населения страны. 2030 год не за горами. Осталось 12 лет. Если мы будем двигаться темпами, которые показывали в последние пять лет, то, конечно, выполнить мы ничего не сможем.

Мы только что смотрели, как организовано электронное обучение здесь, в БАГСУ. Я задал коллегам вопрос, почему всё-таки в части реализации мы слабы. Понимаем, что и отклик общества ещё невысок, и специалистов мало, и интерес сформирован достаточно умеренный, и нет пары «спрос – предложение». Спроса нет настоящего, и соответствующее предложение не сформировано достаточным образом.

Всё пока идёт под административным нажимом. Если бы я лично не занимался этой темой, ничего бы не было, даже тех крох успеха, которые у нас присутствуют. Не востребовано обществом, специалистами. Каждый старается замкнуться в своём домике, раковине, сделать там что-то для себя, потом отчитаться красивыми словами и на этом завершить работу. Я сознательно утрирую. Понятно, что где-то есть определённые успехи. Но в целом сказать о том, что всё это заработало, структурировалось и систематизировалось, мы не можем. Пока мы барахтаемся.

Сегодня мы впервые обсуждаем на Совете вопросы развития электронного образования в сфере государственной и муниципальной службы.

В республике – 5 тысяч государственных гражданских служащих, 8 тысяч муниципальных служащих. Всего – 13 тысяч человек. Органы власти как инициаторы развития в республике информационно-технологической сферы должны показывать пример, быть в авангарде этой работы.

Требования к профессиональным знаниям, умениям государственных и муниципальных служащих становятся год от года жёстче. Предписания прокуратуры, других контрольно-надзорных органов, судебные иски часто возникают из-за ошибок исполнителей, которые что-то недоделали, не учли изменения в законодательстве и т.д. Это говорит о низких компетенциях нашего управленческого звена.

Конечно, таких ошибок быть не должно.

Нужно анализировать самые распространённые из них, в каких областях знаний есть пробелы, учитывать это в учебном процессе, готовить рекомендации для профилактики некомпетентных решений и действий. От профессионализма государственных и муниципальных служащих зависит качество управленческих решений, а, значит, во многом качество жизни наших граждан.

Не могу сказать, что наши государственные служащие не любят саму процедуру повышения квалификации. Очень даже любят. Это обычно двухнедельные поездки из муниципалитета в Уфу, достаточно свободное времяпрепровождение, не очень активная работа в части получения новых знаний, причём иногда это совмещается с отдыхом. Этого быть не должно.

Мы говорим о том, что электронное образование как раз приблизит обучение к месту работы и жизни наших государственных гражданских служащих. Конечно же, мы будем продолжать оказывать давление на все структуры, в том числе муниципального, поселкового уровня, с тем, чтобы учились, работали над собой, соответствовали современным требованиям.

Я уже сказал о том, что прокуратура, даже анализируя нормативные акты, которые принимаются в наших муниципалитетах, городских округах, уж не говорю про поселковый уровень, находит тысячи ошибок. Тысячи неправильных решений реализуются на нашем низовом уровне. В конечном итоге страдают люди. Они не могут получить землю, услуги, то, что причитается им по закону. Какие-то хитромудрости, хитросплетения существуют в этих законах. В том числе и потому, что нее хватает грамотности. Отсутствие грамотности пытаются замаскировать разного рода действиями по осложнению жизни людям.

Поэтому когда мы говорим об электронном образовании для наших государственных, муниципальных служащих, понимаем, что вопрос стоит намного шире. Некоторые из наших коллег считают, что если получили стол и стул в канцелярии, то всё, достигли вершины власти и компетенции. Это совершенно не так.

Управление Главы республики по вопросам госслужбы и кадровой политики с начала этого года вплотную занимается системным обучением государственных гражданских служащих с итоговым тестированием.

От 38 органов государственной власти по представленным 22 электронным курсам поданы 4,5 тысячи заявок от почти 2 тысяч служащих. К настоящему времени прошли регистрацию и заведены на портал «Электронное образование» 1600 служащих. Из 3 700 электронных курсов к настоящему времени успешно завершено обучение и сдано итоговое тестирование по 2 144 курсам.

Цифры звучат вроде бы большие – тысячи, сотни. Хотя мы с вами понимаем, что у нас в республике 13 тысяч государственных и муниципальных служащих. Мне говорят, что раз в три года они должны повышать квалификацию. А я считаю, что каждый год, а ещё лучше каждые полгода или каждый квартал. Потому что знания прирастают очень активно, быстро. Информационный поток колоссальный. Отучить от бесцельного времяпрепровождения перед компьютерами и заставить государственного служащего работать – вот наша задача. Есть работа – мы отвечаем за то, чтобы нашим людям жилось лучше. Этому должна быть посвящена каждая минута нашей деятельности.

Ведущую роль в работе по электронному образованию государственных и муниципальных служащих должна играть Башкирская академия государственной службы и управления. Фактически она должна стать главным центром подготовки и повышения квалификации кадров для государственной и муниципальной службы.

Мы переформатируем академию, отказываемся от приёма по системе подготовки высшего образования. Уже приём прекратили, сейчас в затухающем режиме доучим поступивших студентов, которые обучаются здесь. И через несколько лет академия станет нашим главным учебным учреждением по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для государственной и муниципальной службы.

Сегодня техническая обеспеченность уже неплохая: велико количество компьютеров, проекторов, другой техники. А мы должны по-настоящему вложиться в академию, чтобы она стала передовой в России, чтобы к нам приезжали, смотрели и учились, как можно и нужно организовать дело повышения квалификации на уровне субъекта Российской Федерации.

Еще раз повторяю: раз в три года – это неподходящий вариант. Каждый год 13 тысяч человек должны проходить обучение, повышать квалификацию, получать новые знания по всем направлениям, в которых они работают. Вот это будет результат. Это будет правильно и современно.