Москва бережно относится к тому, что досталось ей по наследству от прошлых поколений: будь то памятники архитектуры или объекты городского хозяйства. Аккуратное содержание и своевременная модернизация позволяет использовать исторические объекты коммунального хозяйства в их первоначальном функционале и по сей день.

В этом посте расскажу о некоторых таких сооружениях.

Объект культурного наследия «Миусская электрическая трамвайная подстанция, 1904 г. архитектор А.И. Рооп» и сегодня продолжает работать, снабжая электричеством трамвайную контактную сеть в Тверском районе.

Главный фасад здания, выполненный в стиле эклектики начала XX века, сохранился практически без изменений.

А внутреннее пространство за сто лет претерпело множество изменений, чтобы здание могло оставаться функциональным. Впрочем, своды Монье на первом этаже можно увидеть и сегодня.

Один из старейших действующих электросетевых объектов страны — подстанция «Центральная» АО «ОЭК» — находится в самом центре Москвы и работает уже 94 года. Подстанция входит в энергетический кластер на Раушской набережной, где также находится старейшая действующая электростанция России ГЭС-1 имени П.Г. Смидовича ПАО «Мосэнерго». Вместе со своей соседкой – подстанцией «Раушская» – снабжает электричеством центральные районы Москвы, включая многие знаковые объекты.

Несмотря на солидный возраст, объект функционирует бесперебойно. Однако время берет свое, и сегодня АО «ОЭК» планирует масштабную реконструкцию подстанции «Центральная». Уже сейчас закуплено основное и вспомогательное оборудование. В числе прочих усовершенствований подстанция получит современную автоматизированную систему управления, которая позволит управлять ее работой дистанционно.

Объекту культурного наследия «Шлюз на реке Яузе» насчитывается более 80 лет. Он входит в состав Сыромятнического гидроузла. Гидроузел на реке Яузе с 20-метровой плотиной построили в конце 30-х годов прошлого столетия по проекту архитектора Георгия Гольца.

Гидротехническое сооружение сохранилось в неизменном виде с момента постройки. Механизмы ежегодно проверяют и тщательно следят за их состоянием, а при необходимости ремонтируют.

Шлюз вмещает только небольшие маломерные суда, а вода в нем опускается и поднимается на 4 метра. Операция по шлюзованию, включая швартовку судна, занимает 10 минут.

Кроме того, он регулирует уровень воды и безопасно пропускает обводнительные, паводковые и ливневые воды.

Уникальные инженерные сооружения можно найти и в парках столицы. Например, в музее-заповеднике «Царицыно» до сих пор функционирует построенная еще в XVIII веке плотина.

Это важное гидротехническое сооружение, сочетающее эстетику с функциональностью. Царицынская плотина образует Верхний Царицынский пруд и отделяет его от Нижнего Царицынского пруда.

В 2021 году мы провели ее реконструкцию, в ходе которой укрепили основные конструкции. Теперь она надежно прослужит еще долгие годы.

А иногда, утрачивая свой первичный функционал, исторические объекты коммунального хозяйства приобретают новую жизнь.

Хороший пример — бывший Московский газовый завод рядом с Садовым кольцом и набережной Яузы. С середины XIX века и до середины XX века его продукция использовалась для освещения Москвы. С начала 2000-х он стоял в запустении и постепенно разрушался.

В 2011 году началось превращение бывшего завода в креативный кластер, и сегодня здесь находится творческий квартал «Арма». Атмосферу здесь создают исторические газгольдеры, спроектированные архитектором Рудольфом Бернгардом.