Главным следственным управлением СК России завершено расследование уголовного дела в отношении заместителя директора ООО «Спецтехреконструкция» Анатолия Круглова, а также должностных лиц ГУП «Московский метрополитен» Николая Мельникова и Виталия Соколова. В зависимости от роли каждого они обвиняются в совершении преступления, предусмотренного чч.2,7 ст. 204 УК РФ (передача коммерческого подкупа за незаконные действия; получение коммерческого подкупа в составе группы лиц по предварительному сговору за незаконные действия).
ООО «Спецтехреконструкция» в 2013 году выполняло строительные работы в Московском метрополитене. По приказу, согласованному сторонами, этой фирме необходимо было сделать врезку стрелочного перевода на путях перегона «Парк Победы – Славянский бульвар» Арбатско-Покровской линии с монтажом контактного рельса по второму главному пути в районе второго стрелочного перевода. При этом в штате организации отсутствовали квалифицированные работники для выполнения работ такого типа.
Тем не менее, Круглов, по данным следствия, хотел сохранить свой авторитет и создать перед руководством организации видимость успешного выполнения возложенных на него должностных обязанностей. В этой связи он обратился к Мельникову с предложением за незаконное денежное вознаграждение организовать выполнение работ по монтажу контактного рельса в районе стрелочного перевода силами сотрудников ГУП «Московский метрополитен», что не было предусмотрено приказом о проведении этих работ. Мельников привлек к этому процессу своего подчиненного — мастера пути Виталия Соколова. Тот в свою очередь поручил производство работ монтерам, неосведомленным о вышеуказанных договоренностях, при этом зная, что нарушает положения нормативных документов, регламентирующих содержание путей и контактного рельса. За проведение указанных работ Круглов передал соучастникам 150 тыс. рублей в качестве коммерческого подкупа.
Следствие собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением направлено в суд для рассмотрения по существу.
Это преступление было выявлено в рамках расследования уголовного дела об аварии в Московском метрополитене. 15 июля 2014 года в перегоне тоннеля между станциями Московского метрополитена «Парк Победы» и «Славянский бульвар» произошло крушение электропоезда по причине неправильного монтажа стрелки в месте съезда на вновь строящуюся линию метро. В результате 24 человека погибли и 188 получили телесные повреждения различной степени тяжести.
Собранные доказательства подтвердили, что причиной крушения поезда явилось отсутствие рабочей и соединительной тяг, то есть ненадлежащее соединение между собой правого и левого остряков, приведшее к самопроизвольному примыканию левого остряка к левому рамному рельсу. Фотовидеотехническая судебная экспертиза позволила установить отсутствие посторонних предметов перед электропоездом, а также начавшееся изменение первоначального положения остряка стрелочного перевода, что свидетельствует о произошедшем разрыве проволоки, установленной одним из работников вместо штатного крепления, и подтверждает версию экспертов-железнодорожников. Следствие установило причинно-следственную связь между действиями обвиняемых и произошедшей аварией.
Круглов и еще трое работников ГУП «Московский метрополитен» были признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации метрополитена лицом, в силу выполняемой работы обязанным соблюдать эти правила, повлекшее смерть двух и более лиц) и осуждены ранее.