В Москве более четырех тысяч детей обучаются хореографическому искусству в 40 образовательных учреждениях культуры. Об этом сообщила заммэра Наталья Сергунина. Здесь раскрывают таланты юных москвичей и помогают им состояться в профессии.

«Столичные творческие учреждения обучают детей хореографии по трем направлениям: классическому, народному и современному. Ежегодно выпускниками становятся порядка 400 артистов. Наставники воспитывают в ребятах любовь к танцу, готовят их к участию в концертах и конкурсах», — рассказала Наталья Сергунина.

Один из крупнейших профильных конкурсов столицы — ежегодная премия на соискание грантов Мэра Москвы в сфере культуры и искусства. Лауреаты этого года, которые обучаются на хореографических направлениях, рассказали о том, какие эмоции испытывают на сцене, как сделать номер живым и в чем заключается секрет победы в соревнованиях.

Любовь с первого взгляда и чувство, которое пришло со временем

Валерия Медведева обучается классической хореографии в детской музыкальной школе имени Г.В. Свиридова. В свои 10 лет девочка уже участвовала во всероссийских конкурсах «Анна Павлова» и Prestige de la dance, а также в международных — «Большая сцена», «Щелкунчик приглашает» и других. Несмотря на юный возраст, Валерия уже танцевала на сцене Большого театра и в Кремлевском дворце. В 2023 году она стала лауреатом I степени конкурса грантов Мэра Москвы в сфере культуры и искусства в категории «Учащиеся» номинации «Классическая хореография».

Хореографией она занимается шесть раз в неделю: полтора часа на урок по классическому танцу, еще столько же на репетиции номеров, кроме этого, есть еще народно-сценический и историко-бытовой танец, гимнастика. По словам юной артистки, любовь к балету у нее появилась в раннем детстве. Можно сказать, это была любовь с первого взгляда.

Однажды я увидела в театре, как танцуют балерины. Они так легко прыгали и кружились, стоя на пуантах, были такими воздушными и грациозными! Мне захотелось танцевать так же. Поначалу было сложно, тяжело давалась растяжка, но со временем все стало получаться», — вспоминает Валерия Медведева.

Другой победитель конкурса грантов этого года — Георгий Горбенко. Он стал лауреатом I степени в категории «Студенты» номинации «Классическая хореография». 19-летний учащийся хореографического училища при Московском государственном академическом театре танца «Гжель», наоборот, полюбил балет не сразу. С четырех до 10 лет он занимался народным танцем, позже попробовал классическую хореографию. Постепенно Георгий почувствовал, что балет — его призвание.

«Балет может быть лиричным, драматичным и даже комичным. Мне нравится, что во время танца я не только исполняю определенные движения, но и играю роль. Сложнее всего мне дается партия Дон Кихота, ведь нужно соединить в одном лице сильного, готового на все человека, которому при этом не чужда чувственность. Еще я мечтаю сыграть Корсара и Спартака в одноименных балетах», — делится Георгий Горбенко.

Он признается, что, если один раз выступил, потом желание снова и снова выходить под свет софитов не отпустит. Но важнее всего для Георгия то, что он дарит зрителям эмоции: они уходят с концерта либо счастливыми, либо веселыми, либо до глубины души растроганными. Студент участвовал в международных конкурсах «Московское время», «Танец.ру», «Культурные сезоны», Allegretto grazioso, «Данс-форум». На всех них Георгий Горбенко стал лауреатом первой степени.

Танец как способ обрести уверенность

Мастерски исполненный номер — только внешний результат уроков хореографии. Но воспитанники проводят и серьезную внутреннюю работу. Например, 12-летняя Злата Рябинина занимается современной хореографией в детской школе искусств имени С.П. Дягилева. Раньше девочка смущалась, когда ей приходилось выступать перед большой аудиторией. В этом году она заняла первое место конкурса грантов Мэра Москвы в сфере культуры и искусства в категории «Учащиеся» номинации «Современная хореография».

«Благодаря танцам я смогла преодолеть страх перед сценой. Во время премьер я пока еще волнуюсь, но привычные номера исполняю гораздо спокойнее. Преподаватели всегда готовы поддержать в трудную минуту. Теперь выступления — важная часть моей жизни. Мне очень нравится внимание публики», — отмечает Злата Рябинина.

Она довольно часто предстает перед зрителями. Злата уже стала победительницей V Московского открытого фестиваля хореографического искусства «Танец.ру», олимпиады «Искусство — детям» и Международного конкурса-фестиваля «Кремлевские звезды».

Злата получает удовольствие и от самого процесса обучения. В будущем она тоже мечтает стать хореографом.

18-летний Тимофей Стеснягин — лауреат II степени конкурса грантов Мэра Москвы в сфере культуры и искусства в категории «Студенты» номинации «Народный танец» — занимается народно-сценическим танцем в хореографическом училище при Московском государственном академическом театре танца «Гжель». Он выбрал это направление, поскольку интересуется культурой разных народов мира. Больше всего ему нравятся русские народные танцы, так как через них можно передать свои чувства, а еще испанские и польские танцы. Как и Злата Рябинина, Тимофей преодолел страх сцены благодаря поддержке педагогов.

«Преподаватели мотивируют нас перед выходом на сцену, вдохновляют своим примером и примерами других успешных артистов. Они раскрывают наши таланты. Педагоги видят, какие у ученика есть способности, и работают над его сильными сторонами. Мне, к примеру, они помогли раскрыть чувственность. Раньше я был эмоционально закрытым человеком. А затем меня поставили в дуэт с девушкой. Мы исполняем лирический танец. Репетируя этот номер, я научился показывать свои эмоции», — вспоминает Тимофей Стеснягин.

По его мнению, школы и колледжи искусств помогают своим воспитанникам с самореализацией. Они отправляют учеников на конкурсы, приглашают представителей других творческих коллективов, которые могут предложить лучшим выпускникам работать с ними.

Хореография и упорный труд

На вопрос, а может ли ребенок заниматься хореографией не профессионально, а в качестве хобби, педагог Мунира Галиева отвечает утвердительно. Она обучает танцу в детской школе искусств имени С.П. Дягилева, в том числе и Злату Рябинину. Мунира Ахатовна преподает классическую хореографию и современную — последняя отличается свободой движений и сочетанием разных элементов.

«Мы не настаиваем на том, чтобы все ученики занимались хореографией профессионально. Но танцы всегда меняют их жизни. Дети становятся свободнее, избавляются от комплексов, учатся владеть собственным телом. Для меня важно слышать ребенка. Если ему необходима пауза, мы немедленно снижаем нагрузку. Я ему и наставник, и друг, который поймет и поддержит. Если относиться к детям с любовью, у них открывается второе дыхание и они сами стремятся самосовершенствоваться», — убеждена Мунира Ахатовна.

Мария Тимофеева, преподаватель Валерии Медведевой в детской музыкальной школе имени Г.В. Свиридова, согласна с коллегой. Один из ее главных принципов — индивидуальный подход к каждому ребенку.

«Когда ученик только начинает танцевать, еще неясно, какое будущее его ждет. Порой требуются годы, чтобы раскрыть способности ребенка. В моей практике были случаи, когда в младших группах слабые дети упорно трудились и становились самыми сильными в хореографических училищах. С каждым ребенком следует выбирать разную тактику в зависимости от его психологического состояния. Кто-то не будет стараться без кнута и пряника, а к кому-то нельзя проявлять строгость, иначе он замкнется», — уточнила Мария Тимофеева.

Требования к воспитанникам у нее серьезные: она просит их постоянно отрабатывать движения, которые не получаются, и не уходить домой, пока не исправят ошибки. Без усердной работы не добьешься результата, считает педагог. Поэтому ее ученики старательно выполняют и домашние задания. Например, отправляют видео, как репетируют отрывки из балетов. На уроке преподаватель отмечает успехи и делает замечания.

Театр начинается с вешалки, а танец — с дисциплины

В необходимости упорно трудиться уверен и Дмитрий Толмасов, педагог народно-сценического танца в хореографическом училище при Московском государственном академическом театре танца «Гжель». Он преподаватель Тимофея Стеснягина.

«Мы обучаем по общепринятой программе хореографических училищ, где основной дисциплиной является народно-сценический танец. Он включает в себя несколько разделов: экзерсис у станка, русскую середину (движения и их комбинации на материале русского народно-сценического танца), этюды и фрагменты танцев, индивидуальную технику. Мое главное требование — чтобы ученики были сосредоточены на педагоге и своей работе. Театр начинается с вешалки, а урок — со строгой дисциплины. И нужно не только учить движению, но и объяснять студенту, почему он его сделал. Зачем ты повернулся? Ты увидел что-то? Испугался? Или, наоборот, обрадовался? Бытовые подсказки позволяют артисту сделать танец художественно живым, понятным для зрителя», — делится секретами работы Дмитрий Толмасов.

И Мунира Галиева, и Мария Тимофеева, и Дмитрий Толмасов сходятся во мнении, что концерты и конкурсы — значимая часть карьеры их учеников, но такие мероприятия не являются самоцелью искусства. Они лишь мотивируют продолжать учиться. Главное — творческое развитие. Впрочем, именно такой подход и позволяет учащимся московских школ и колледжей искусств регулярно одерживать победы.