Нынешний бюджетный shutdown – 18-ый с 1970-х годов, объясняет спокойствие инвесторов директор аналитического департамента «Промсвязьбанка» Николай Кащеев: «При Рейгане и при Картере их было по 6 штук на каждого. Так что иммунитет выработался. Вдобавок, в США вы имеете дело с мало персонализированной системой».
У инвесторов по всему миру есть стойкое ощущение, что последние события не относятся к экономике, делится наблюдениями аналитик ИХ «ФИНАМ» Антон Сороко: «Да, ВВП США потеряет небольшую долю роста из-за простоя государственных учреждений, но на кону более существенные для функционирования государства вопросы. Например, программа Obamacare, отмена которой существенно ударит не только по репутации президента страны, но и по ВВП США».
В реальный дефолт никто из участников финансового рынка не верит, говорит главный экономист «Альфа-Банка» Наталия Орлова: «Но как только ситуация с бюджетом и долгом будет урегулирована, на повестку дня опять вернётся вопрос о том, когда ФРС ужесточит монетарную политику. На данный момент всё больше участников рынка склоняется к мысли, что решение Бернанке не менять политику в сентябре было связано именно с приближающими сложностями бюджетной политики, и теперь у него будут развязаны руки для сворачивания мер монетарной поддержки».
Рынки вообще не закладывают дефолт в ожидания, утверждает ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Александр Апокин: «Отсутствие прогресса по вопросу о потолке госдолга подразумевает, что за день до (или после) 17 октября Конгресс США всё же выработает приемлемый для обеих сторон вариант отсрочки потолка госдолга на один-два квартала, за которые придут к новой согласительной комиссии по образцу 2011 года. Сам же процесс снижения дефицита затянется ещё на несколько кварталов. Таким образом, по состоянию на сегодня дефолт практически невозможен. В случае политического паралича возможен лишь технический дефолт, и его вероятность невысока». Пока все держат доллар, ФРС может значительно увеличивать объём эмиссии, выкупать на эти деньги облигации правительства и насыщать экономику деньгами, добавляет г-жа Орлова.
Рынки верят в средне- и долгосрочную платёжеспособность США, считает г-н Апокин: «Однако, для рынка американского госдолга это всё равно опасно, в первую очередь, за счёт вероятных рейтинговых действий. Сейчас понижение рейтинга агентствами Moody’s или Fitch всё ещё может вызвать массовую автоматическую распродажу госдолга США из портфелей, где по инвестиционной декларации не может быть активов со средним рейтингом ниже ААА. S&P понизило такой рейтинг в аналогичном “спектакле” 2011 года, финансовые рынки отреагировали на понижение очень резко, хотя именно для госдолга США реакция была довольно слабой».