В России всем известна Великая Китайская стена – символ мастерства древних китайских строителей и величия Поднебесной. Хотя для китаистов замечательное творение рук человеческих — Великий канал, известно более 300 лет, древнейший, прекраснейший и длиннейший водный путь только начинает своё движение к русским сердцам.

29 мая 2024 года в Китайском Культурном центре в Москве одна из самых ярких провинций, расположенных вдоль водной артерии, открыла выставку «Ритм канала». Художественная галерея провинции Цзянсу показала россиянам уникальные образцы ксилографии, гравюры, отражающие взгляд китайцев на Вселенную, и раскрыла москвичам ритм и душу крупнейшего судоходного канала мира.

Видя красоту Великого канала, я не могу не преклониться перед гением китайских строителей, которые вели строительство этой великой, поистине могучей водной артерии на протяжении двух тысяч лет.

Если замысел первых авторов проекта ограничивался провинциями Ву и Юэ, по прошествии времени стало понятно, что не только иероглифика, но и Великий Канал станут главным связующим звеном того, что сегодня принято называть китайской цивилизацией.

На меня произвели впечатление не только масштаб и грандиозность самого проекта, сопоставимого с природными связующими звеньями Хуанхэ и Янцзы, но и то, что уже на заре китайской цивилизации руководители страны понимали: чтобы вырваться вперёд и сделать Китай процветающей империей — Великой Поднебесной, нужен быстрый, качественный и комфортный вид транспорта – водный.

Ни один вид транспорта, даже современные трубопроводы, не могут быть сравнимы по основным критериям с искусственными каналами. Другое дело, что каналы геостратегического назначения – вещь чрезвычайно затратная, но при этом быстро окупаемая. Такова судьба Великого канала, Суэцкого канала, Панамского канала — всех каналов, которые имеют значение для экономики мира и своих стран.

Выставка «Ритм канала» в полной мере отразила значение этого масштабного явления природного происхождения. Природного, потому что для канала изначально были природные данные, и потому что природа самого китайского народа, своей кропотливостью, упорством, целеустремленностью и масштабом позволил создать предпосылки для последующего возвеличивания и возвышения китайской цивилизации.

Не будем забывать, что сегодня Китай – это первая сверхдержава в мире, в мировом хозяйстве. И главным фактором такого статуса является Великий китайский канал.

Выставка «Ритм канала» выходит за рамки народного творчества провинции Цзянсу и даёт восприятие всего того, что в Китае называют Великим китайским каналом.

На меня как на человека европейского склада произвели особое впечатление две картины, которые показали видение китайскими художниками рая и состояния духа человека, смотрящего вдаль, на горизонт масштабной картины могучего канала.

На первой картине — «Рай», исполненной в красных тонах, в изящной проникновенной форме изображены традиционные китайские журавли, летящие в одном направлении – символ стройной и целеустремленной идеи движения к светлому будущему, к доброте, счастью и душевной гармонии.

Вторая картина с тонким душевным названием «Вслед за ветерком» изображает радость, надежду, покой и умиротворение. Смотрящий на неё видит земной рай, открывает для себя масштаб и величие Великого китайского канала.

Картины, живопись, графика, рисунки, иероглифические плакаты, мебель, декоративно-прикладное искусство, особенно зеркала на серебре, ювелирные изделия провинции Цзянсу впечатляют размахом, тонкостью и изяществом исполнения. И, конечно, всё это удивляет самобытностью и сохранностью удивительной культуры.

«Китайская ксилография, — рассказал заместитель директора художественной галереи Цзянсу Лю Тунбинь, — это не только изобразительное искусство с многовековой историей, но также универсальное средство коммуникации и язык искусства. Работы передают не только местный ландшафт, но и народные представления о природе и духовности». Он любезно пригласил русских художников проводить ответные выставки в Китай, поскольку искусство имеет эту особенность — соединяет российский и китайский народы.

Торжественная часть, посвященная открытию выставки «Ритм канала», включая выступления специалистов по всем аспектам творчества, была умело подчеркнута изящным исполнением удивительного китайского ансамбля китайских инструментов, который познакомил российскую публику с искусством, которое за пределами Китая знают немногие — искусством слаженного симфонического исполнения малых музыкальных форм на редких самобытных китайских инструментах, включая те, которые даже в самом Китае редко используются.

Мероприятие напомнило о 75-летии установления дипломатических отношений между Китаем и Россией, и проиходит в разгар перекрестных годов культуры двух стран. В нём приняли участие советник-посланник посольства Китая в России Фэн Литао, заместитель директора Центра культурного обмена между Китаем и зарубежными странами Министерства культуры и туризма Китая Вань Тин, заместитель директора провинции Цзянсу Ма Лун, заместитель директора Департамента многостороннего гуманитарного сотрудничества и культурных связей МИД РФ С.Ю.Кузьменков, первый зампред Общества российско-китайской дружбы Г.В. Куликова и другие ключевые лица российско-китайского культурного сотрудничества.

Андрес Ландабасо Ангуло


Фото — Андрей Дворецков и Дмитрий Кразаев