Главные тезисы выступления Председателя Госдумы:

  • В 43 регионах отток медиков превышает приток, а в 47 – обеспеченность врачами ниже среднероссийского уровня.
  • Разрыв между субъектами РФ по кадровой укомплектованности достигает 2,8 раза.
  • Дефицит среднего медперсонала – 75 тыс. специалистов.
  • В сельских ЦРБ не хватает 50% врачей, а «улучшение» статистики часто связано с сокращением ставок, а не с реальным притоком кадров.
  • В образовании ситуация также критическая: заявления о «нехватке 2% учителей» не отражают реальность.

Что предлагает Володин?

  • Отказаться от «усреднённой» статистики в пользу детального анализа по каждому региону.
  • Совместно с Правительством выработать конкретные меры:
  • Точечные программы поддержки медиков и педагогов в депрессивных регионах.
  • Пересмотр системы распределения выпускников медвузов и педвузов.
  • Повышение привлекательности профессий через соцгарантии и жильё.
  • Закрепить ответственность Минздрава и Минпросвещения за решение проблемы.

Когда речь идет о средней температуре по больнице, мы понимаем: в больнице есть морг и реанимация, где температура зашкаливает. Поэтому здесь такой подход отнюдь не уместен», — подчеркнул Володин, — Разговор, что «не хватает два процента учителей» или «из года в год у нас ситуация улучшается», всем изрядно надоел. Мы понимаем, что это не соответствует действительности», — добавил он.

Счётная палата неоднократно указывала на манипуляции со статистикой: например, в некоторых регионах «сокращают» вакансии, чтобы искусственно снизить процент дефицита.

Володин акцентирует: депутаты готовы помочь, но сначала нужно признать масштаб кризиса.

Без честной оценки ситуации невозможно распределить ресурсы. Например:

  • Для медицины: целевые стипендии + обязательная отработка в селе.
  • Для образования: «Земский учитель» 2.0 с расширенными льготами.

Госдума ждёт от профильных министерств не отчётов, а конкретных дорожных карт. Иначе «кадровые дыры» в социальной сфере продолжат расти.