Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса, включая антикризисные меры Правительства в период пандемии, помогла сдержать падение занятости в сфере МСП. В то же время решающего воздействия на развитие сектора принимаемые меры пока не оказали и в большинстве своем носили локальный характер. Такой вывод сделала Счетная палата по итогам анализа, проведенного совместно с КСО семи регионов.

По состоянию на 30 июня 2021 года субъекты МСП составляли 81% коммерческого сектора России, а доля малого и среднего бизнеса в общем количестве ИП выросла до 95%. В секторе занята треть рабочей силы страны. В то же время докризисный уровень по количеству субъектов МСП и среднесписочной численности их работников к середине 2021 года не достигнут. Темпы регистрации новых юрлиц и ИП в 2020 году составили 80% от темпов регистрации 2019 года. Объем вклада сектора МСП в ВВП составил 20,7% в 2019 году и 20,3% в 2020 году. Фискальный вклад составил пятую часть всех налоговых и страховых взносов», – сообщил на Коллегии аудитор Данил Шилков.

В последние годы масштабы финансовой поддержки сектора МСП значительно выросли. Только в рамках антикризисных мер, включая льготное кредитование, было направлено свыше 550 млрд рублей в 2020 году и I полугодии 2021 года.

При этом результаты проведенного аудита свидетельствуют о том, что выделяемые ресурсы не всегда использовались эффективно, а адресаты поддержки выбирались недостаточно обоснованно.

Например, в рамках Программы льготного кредитования бизнеса ФОТ 2.0 были поддержаны предприятия, деятельность которых не останавливалась в период пандемии (аптеки, зоомагазины). Общий размер списанной задолженности этих организаций составил 18,7 млрд рублей. При этом отрасли с 50% падением выручки не получили права на поддержку.

Значительный объем средств федерального бюджета (в 2019-2020 гг. свыше 30 млрд рублей ежегодно) направлялся на развитие региональной инфраструктуры поддержки, включая государственные микрофинансовые организации (МФО) и региональные гарантийные организации (РГО).

При этом проверка показала, что 12 МФО не достигали установленный предельный норматив загрузки их капитала (70%). Аналогичная ситуация отмечена и в отношении РГО. Так, на протяжении 4,5 лет коэффициент загрузки гарантийного капитала 12 организаций держался на недостаточном уровне (от 1 до 1,5). При этом у 9 РГО было отмечено низкое значение коэффициента загрузки (менее 1). «Это свидетельствует о невостребованности капитала, предоставленного этим РГО, и наличии существенных резервов повышения эффективности его использования. Также следует отметить, что в 23 регионах к недостаточной загрузке капитала местных РГО приводила в том числе конкуренция за получателей поддержки со стороны Корпорации МСП», – рассказал аудитор.

Примером положительного воздействия мер поддержки на сектор малого и среднего бизнеса стало снижение тарифов по страховым взносам для всех субъектов МСП. Внедрение этой меры не привело к уменьшению бюджетных поступлений от сектора МСП в первом полугодии 2021 года по сравнению с таким же периодом 2020 года.

В целом проверка показала, что действующая система стратегического планирования в сфере МСП недостаточно сбалансирована. Показатели Стратегии МСП до 2030 года не актуальны, план мероприятий Стратегии не обновлялся, мониторинг и контроль за ее реализацией не ведется. «Сегодня основным стратегическим ориентиром в сфере развития сектора МСП является показатель численности занятых. При этом установленная к 2024 году планка в 23 млн человек была преодолена еще в середине прошлого года. Основная причина – рост числа лиц, получивших статус самозанятых. Однако этот фактор не гарантирует увеличения деловой активности населения. Счетная палата в 2020 году рекомендовала скорректировать действующую методику расчета показателя численности занятых в секторе МСП, так как она допускает двойной учет одних и тех же лиц в составе различных категорий. Однако предложение не реализовано. При этом на 30 июня 2021 года завышение численности занятых в МСП по причине дублирования данных оценивается уже в миллион с лишним человек или около 5%. К концу года масштаб этого искажения увеличился», – констатировал Данил Шилков.

Также Счетная палата обратила внимание на сохранение объемов контрольной нагрузки на сектор МСП. По данным, полученным от Минэкономразвития, количество плановых проверок организаций малого и среднего бизнеса в едином реестре проверок на 2021 год составило почти 33 тыс., при этом нагрузка на сектор МСП в 2020 году была сопоставима с уровнем 2018 года. В связи с этим контрольное ведомство считает необходимым вести непрерывный мониторинг административной нагрузки на сектор и искать дополнительные способы смягчения регуляторных требований.

Не менее важно, по мнению СП, обеспечить контроль за надежностью и полнотой информации о поддержке предприятий МСП. Проверка показала, что действующие в этой сфере информсистемы (Реестр МСП-получателей поддержки, АИС Мониторинг и Цифровая платформа) содержат некорректные данные. «Обязанность органов власти и иных уполномоченных организаций отражать сведения во всех указанных ресурсах приводит к высокой нагрузке и увеличивает вероятность формирования противоречивой информации о параметрах поддержки сектора МСП. При этом какие-либо меры ответственности для поставщиков информации законодательством не предусмотрены», – отметил аудитор.

По итогам проверки Счетная палата предложила Правительству скорректировать методику расчета показателя численности занятых в сфере малого и среднего бизнеса. Кроме того, СП рекомендовала Правительству актуализировать Стратегию, а также интегрировать данные действующих информационных систем и установить меры ответственности для поставщиков информации этих ресурсов.